Flat Preloader Icon

Вознесенский, Евтушенко, Рождественский и Высоцкий – стихи о матрёшке

Вознесенский, Евтушенко, Рождественский и Высоцкий

Обычно стихи о матрешке это творчество для детей. С рифмами типа кошка-матрешка, матрёшка-лукошко, и т.п. Используются для программ в детских садах, и на а-ля русских народных праздниках. Но есть и серьезные произведения.
Выдающиеся поэты-шестидесятники не могли не обратить внимание на новый символ страны, и отразили это в своих стихотворениях.

Первым был Евгений Евтушенко. В 1963 году он написал стихотворение “Сказка о русской игрушке”. Про то, как к хану Батыю привели русского бродяжку Ваньку Сидорова. Тот оказался игрушечных дел мастером. В котомке его были деревянные медведи, куры, и матрёшки. Подробнее – здесь.

Antiworlds and "The Fifth Ace"
Antiworlds and “The Fifth Ace”| А. Вознесенский

Затем в 1967 году Андрей Вознесенский выпустил в США книгу “Antiworlds and “The Fifth Ace””. В разделе “Кто мы?” он поместил стихотворение “Триптих”.

Я сослан в себя
я — Михайловское
горят мои сосны смыкаются

в лице моем мутном как зеркало
смеркаются лоси и пергалы

природа в реке и во мне
и где-то еще — извне

три красные солнца горят
три рощи как стекла дрожат

три женщины брезжут в одной
как матрешки — одна в другой

одна меня любит смеется
другая в ней птицей бьется

а третья — та в уголок
забилась как уголек

она меня не простит
она еще отомстит

мне светит ее лицо
как со дна колодца — кольцо

Всё начинается с любви 1977
“Всё начинается с любви”, 1977, Р. Рождественский

В 1975 году Роберт Рождественский посвящает своей жене Анне Киреевой следующее стихотворение:

Матрёшка

Друзья,
мой выбор невзлюбя,
зря
голову
морочили!..

В тебе — четырнадцать
тебя
вместилось,
как в матрёшке!..

Живёт со мною
первая
дородная,
степенная…

Вторая
больно колется,
за что –
не разберу…

А третья –
будто школьница
на выпускном балу.
Всё — можно,
всё — пожалуйста:
и небо
и земля…

Четвёртая
безжалостна,
как мёртвая
петля…

А пятая –
зловещая,
приметам глупым
верящая…

Шестая
как эпоха,
где
ни чертей,
ни бога!..

Молчит,
не принимая,
ревнивая –
седьмая…

А следом за ревнивою
заохала
ленивая,
ленивая,
постылая,
до мелочей
земная…
Восьмая –
бесстыдная!
Девятая –
шальная!..
Десятая,
десятая –
испуганная,
зябкая,
над собственной судьбою
горюющая
с болью…

Одиннадцатая –
щедрая,
загадочная,
нежная,
просящая прощения
за то,
чего и не было…

Качается двенадцатая,
как ягодка лесная,
ещё никем
не найденная…

А дальше
я не знаю,
не знаю
и настырничаю,
и всё
не надоест, –
хочу достать
четырнадцатую,
которая –
ты и есть!

Высоцкий в Алма-Ате
В. Высоцкий, Алма-Ата, 1973. Раритетное фото.

В 1974 году Владимир Высоцкий написал песню “Случай на таможне”.

Над Шере-
метьево
В ноябре
третьего —
Метео-
условия не те.
Я стою встревоженный,
Бледный, но ухоженный
На досмотр таможенный
в хвосте.

Стоял сначала, чтоб не нарываться —
Я сам спиртного лишку загрузил,
А впереди шмонали уругвайца,
Который контрабанду провозил.

Крест на груди в густой шерсти —
Толпа как хором ахнет:
“За ноги надо потрясти —
Глядишь, чего и звякнет!”

И точно: ниже живота —
Смешно, да не до смеху —
Висели два литых креста
Пятнадцатого веку.

Ох, как он
сетовал:
Где закон?
Нету, мол!
Я могу, мол, опоздать на рейс!..
Но Христа распятого
В половине пятого
Не пустили в Буэнос-Айрес.

Мы всё-таки мудреем год от года —
Распятья нам самим теперь нужны,
Они богатство нашего народа,
Хотя, конечно, и пережиток старины.

А раньше мы во все края —
И надо и не надо —
Дарили лики, жития,
В окладе, без оклада…

Из пыльных ящиков косясь
Безропотно, устало,
Искусство древнее от нас,
Бывало,
и — сплывало.

Доктор зуб
высверлил,
Хоть слезу
мистер лил,
Но таможник вынул из дупла,
Чуть поддев лопатою,
Мраморную статую —
Целенькую, только без весла.

Общупали заморского барыгу,
Который подозрительно притих, —
И сразу же нашли в кармане фигу,
А в фиге — вместо косточки — триптих.

“Зачем вам складень, пассажир?
Купили бы за трёшку
В “Берёзке” русский сувенир
Гармонь или матрёшку!” —

“Мир-дружба! Прекратить огонь! —
Попёр он как на кассу. —
Козе — баян, попу — гармонь,
Икону — папуасу!”

Тяжело
с истыми
Контрабан-
дистами!
Этот, что статуи был лишён,
Малый с подковыркою
Цыкнул зубом с дыркою,
Сплюнул — и уехал в Вашингтон.

Как хорошо, что бдительнее стало,
Таможня ищет ценный капитал —
Чтоб золотинки с нимба не упало,
Чтобы гвоздок с распятья не пропал!

Таскают: кто — иконостас,
Кто — крестик, кто — иконку,
И веру в Господа от нас
Увозят потихоньку.

И на поездки в далеко —
Навек, бесповоротно —
Угодники идут легко,
Пророки — неохотно.

Реки льют
потные!
Весь я тут,
вот он я —
Слабый для таможни интерес.
Правда возле щиколот
Синий крестик выколот,
Но я скажу, что это — Красный Крест.

Один мулла триптих запрятал в книги.
Да, контрабанда — это ремесло!
Я пальцы сжал в кармане в виде фиги —
На всякий случай, чтобы пронесло.

Арабы нынче — ну и ну! —
Европу поприжали,
А мы в “шестидневную войну”
Их очень поддержали.

Они к нам ездят неспроста —
Задумайтесь об этом! —
И возят нашего Христа
На встречу с Магометом.

…Я пока
здесь ещё,
Здесь моё
детищё,
Всё моё — и дело, и родня!
Лики — как товарищи —
Смотрят понимающе
С почерневших досок на меня.

Сейчас, как в вытрезвителе ханыгу,
Разденут — стыд и срам! — при всех святых,
Найдут: в мозгу туман, в кармане фигу,
Крест на ноге — и кликнут понятых!

Я крест сцарапывал, кляня
Судьбу, себя — всё вкупе,
Но тут вступился за меня
Ответственный по группе.

Сказал он тихо, делово —
Такого не обшаришь:
Мол, вы не трогайте его
(Мол, кроме водки — ничего) —
Проверенный, наш товарищ!

матрешка Высоцкий


И матрешка в песне упоминается лишь один раз, да и песня не про матрёшку совсем, но матрешка Высоцкий продается, а матрешек вышеупомянутых поэтов нет.

Сергей Есенин и Матрёшки

Паустовский о матрёшке

Поделиться с друзьями:
История матрёшки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: