Flat Preloader Icon

“Вопросы культурологии” о подлинной истории матрёшки

Журнал "Вопросы культурологии", 7-2023
Журнал “Вопросы культурологии”

В июльском номере журнала “Вопросы культурологии” за 2023 год вышла моя статья.


О ПОДЛИННОЙ ИСТОРИИ МАТРЁШКИ

В статье подвергаются критическому анализу некоторые из существующих мифов об истории происхождения матрешки. Рассматривается вопрос почему история самого известного в мире позитивного символа России неизвестна в самой России. Внимание уделено тому, кто и как распространяет недостоверную информацию о матрешке, и каким образом такая информация появляется на порталах государственных структур.
Ключевые слова: матрёшка, история матрёшки, мифы о матрёшке.

The article critically analyzes some of the existing myths about the history of the origin of the matryoshka doll. The question is considered why the history of the world’s most famous positive symbol of Russia is unknown in Russia. Attention is paid to who and how distributes false information about the matryoshka, and how such information appears on the state structures portals.
Key words: matryoshka, the history of matryoshka, myths about matryoshka.

***

Исторически сложилось так, что история самого известного в мире позитивного символа России неизвестна в самой России. Практически невозможно найти правдивую информацию о происхождении матрешки ни в печатных изданиях, ни – тем более – в интернете. Причем недостоверные материалы опубликованы и на сайтах государственных организаций вроде Министерства Культуры РФ, и на позиционирующем себя как «главный исторический портал страны» Федеральном портале Истории России histrf.ru, и так далее, не говоря уже о Википедии.

Понятно, что в такой ситуации культурологам, касающимся в процессе своей деятельности темы истории происхождения матрёшки, непросто. Эта статья призвана облегчить им жизнь. Предлагаю прямо сейчас вместе с вами провести мини-расследование по истории матрёшки.

Для начала стоит задать себе несколько простых вопросов:

  1. Где была создана первая матрёшка?
  2. Кем она была создана?
  3. Когда слово «матрёшка» впервые стало упоминаться применительно к деревянной открывающейся игрушке в виде расписной куклы?
  4. Откуда пошла версия о японском происхождении матрешки?

Как ни странно, на каждый из этих вопросов в разных источниках существует множество вариантов ответов. Точнее, домыслов и фейков. Но нас интересуют первоисточники.

Итак, что вы найдёте в процессе долгих поисков:

  1. В печатных источниках матрешка впервые появляется в каталоге Всемирной выставки в Париже в 1900 году, где восьмиместная кукла была представлена Марией Мамонтовой, и получила бронзовую медаль. [1]
    В каталоге слово «матрешка» еще не фигурирует. Мария Мамонтова управляла предприятием «Детское воспитание», куда входила и мастерская, которая находилась во дворе здания по адресу г. Москва, Леонтьевский переулок, д.7. 

    Часто пишут, что матрешка на парижской выставке произвела фурор. Это ничем не подтверждается. Никакого фурора по поводу одной из полученных на выставке российских бронз не было. Чем была деревянная фигурка высотой 12,5 см на фоне грандиозных достижений России, 212 высших, 370 золотых медалей, 436 серебряных, 347 бронзовых и 224 почётных отзывов? Песчинкой.
  2. В 1947 году искусствовед Е. Н. Шульгина при беседе с токарем НИИ Игрушки В. П. Звёздочкиным записала, что матрешка была изобретена им в 1899 году при участии токарей «Детского воспитания» Белова и Коновалова. Он увидел как-то в журнале подходящую «чурку» и попробовал выточить подобие человеческой фигуры, так как А. И. Мамонтов требовал от мастеров новых и новых образцов. Выточенная фигурка сначала имела «смехотворный вид, напоминала как будто монашенку» и была «глухая», т.е. не раскрывалась. По совету Белова и Коновалова он отточил ее иначе, придал больше сходства с женской фигурой. Затем мастера показали изделие А. И. Мамонтову, который одобрил фигурку с вкладышами и дал расписывать группе художников, работавших где-то на Арбате. Её отобрали на Парижскую выставку 1900 года. [2]

    Из краткой биографии токаря Василия Петровича Звёздочкина, записанной в 1948 году старшим научным сотрудником отдела Русского народного искусства Загорского музея-заповедника И. Ф. Казаковым (член Московского архивного института), известно, что он начал работать в мастерской “Детское воспитание” в 1898 году. [3]

Из автобиографии Звёздочкина, обнаруженной искусствоведом Г. Л. Дайн в 1984 году в Загорске у его дочери: «22-х лет был отдан (поступил) в мастерскую «Детское воспитание» Мамонтова (Леонтьевский переулок). Работал токарем по дереву из разных «африканских дерев». В 1900 году изобретаю 3-х и 6-местную матрешку и посылаю на выставку в Париж. Проработал у Мамонтова семь лет. В 1905 году В. И. Боруцкий выписывает меня в Сергиев Посад в мастерскую Московского губернского земства, в качестве мастера. Работал с художником Марсовым. Изобретали для выставки в Милан, в 1906 году получил большую золотую медаль. Дальше изобретаю разные точёные полированные точёнцы и песочницы для выставки в Петербурге. В 1907-08 годах получаю из Петербурга малую золотую медаль. В 1909 году изготовил в Казань полированные изделия. Получил  похвальный лист. В 1913 году выставка в Петербурге. Получил большую серебряную медаль. В 1914 году в С. Посаде открывается школа по игрушечному делу. Принимаю обязанности инструктора-преподавателя токарного цеха. Ежегодно выпускаю до 27 человек. В 1935 году школа отмечала 20-летие. Работал там до 1942 года. В 1942 году школа им. Халтурина была ликвидирована, и поступил в НИИ игрушки. Работал 7 лет мастером-инструктором, ст. научным сотрудником в экспериментальной лаборатории, начальником цеха художественной росписи, мастером-полировщиком. Был сокращен в 1949 году. С 1949 работал в качестве заведующего токарным цехом артели “Художественная игрушка”». [4]

В воспоминаниях есть некоторые разночтения о годе создания матрешки, так как они записывались спустя почти полвека после ее появления, и пожилой человек мог точно и не помнить конкретный год. Кроме того, не факт, что первые изделия были именно матрешками в сегодняшнем понимании. Например, родственники Звёздочкина предполагают, что сохранившийся у них богатырь, выполненный по тому же принципу, был сделан раньше матрешки.

Практически везде автором росписи первой матрёшки признается художник Сергей Васильевич Малютин. Но нет ни одного доказательства причастности Малютина к матрешке. Нет ни эскизов, ни упоминаний современников о хоть какой-либо связи матрешки с Малютиным. И сам Малютин никогда об этом не говорил. Никаких намеков на матрешку в его архиве тоже нет. В книге воспоминаний А. В. Абрамовой, близко знавшей семью С. В. Малютина более 25 лет, о матрешке тоже ни слова. [5] Не подтверждают авторства Малютина и музейные работники. [6] Я связывался с внуком Малютина, который везде пишет, что это его дед придумал матрешку. Попросил предоставить хоть какие-то доказательства. Он предоставить ничего не смог.
Почему тогда Малютина считают соавтором, а часто и главным автором матрешки? Часть авторов считает, что наличествует некоторое сходство манеры письма, художественной стилистики, и т.д. Назвать это серьезным аргументом сложно. А почему, например, не художник Борис Васильевич Зворыкин, который оформлял книги для А. И. Мамонтова? Или не Васнецов, Билибин, Курдюмов, Бем, Шехтель, Ягужинский, и т.д.? Русским стилем тогда увлекались многие. Художник вполне мог быть не знаменитым, и даже студентом.
Может быть дело в том, что Малютин с юношеской страстью принял Октябрьскую революцию, и назвал большевиков “носителями правды и счастья”? Большевики это оценили. При содействии Главполитпросвета Малютин участвует в создании «Ассоциации художников революционной России». В 1925 году Малютин пишет картину “Ленин на смертном одре”. И кому как не ему – а не какому-нибудь эмигрировавшему Зворыкину – можно было доверить честь стать автором матрешки. Которым С. В. Малютин не являлся.

В. П. Звёздочкин, напротив, всегда открыто говорил, что это он изобрёл матрешку. Вот свидетельство сергиево-посадского краеведа Т. Н. Шпаньковой: «Мой папа Николай Петрович Токарев рассказывал мне, что он в молодости учился на краснодеревщика в ШКУ им. Халтурина (1930 год). И там им токарное дело преподавал Звездочкин. Своим ученикам он называл себя отцом русской матрешки». [7]
И ни директор «Музея Игрушки» Н. Д. Бартрам, ни художник С. В. Малютин, ни другие специалисты с этим не спорили.

  • Применительно к деревянной открывающейся игрушке в виде расписной куклы слово «матрёшка», видимо, стало использоваться с 1898 года, то есть с года, когда В. П. Звёздочкин поступил на работу в мастерскую «Детское воспитание».
    Из письма от 11 сентября 1898 года М. А. Мамонтовой к дочери Татьяне:
    «… Сегодня Миша (сын) привез мне култышку, турка, написанных двоюродным братом Алексеем, студентом. Матрешки продолжают составлять мне доход. …». [8] Хотя как выглядели эти первые матрешки, были ли они разъемными, неизвестно.

    При том, что Матрёна Ивановна, Матрёшка – это персонаж русского народного кукольного театра, жена Петра Ивановича, Петрушки. Одна из таких народных кукольных пьес с участием Петрушки и Матрёны была записана на русском севере в 1896 г. Оба персонажа встречаются и в литературных произведениях, например «Ванькины именины» Д. Н. Мамина-Сибиряка (1897).
  • Впервые фантазии о японском происхождении матрёшки появились в книге журналиста Ю. Арбата (Яковлева) “Шесть золотых гнёзд”, 1961 год. [9] В ней 25 страниц посвящены матрёшке, их хватит на несколько сказок. Возможно, это произошло оттого, что заказ на историю матрешки был срочный, и автор, не найдя материала, придумал его сам.

    Удивительно, но в 1959 году в СССР понятия не имели откуда взялась матрешка. Вот цитата из книги “Русская народная игрушка” С. Россихиной, год выпуска 1959: “После Великой Октябрьской революции, и особенно в период после Великой Отечественной войны с новой силой расцвело производство старинной русской игрушки – многоместной «матрешки»”. [10] Специалист по игрушке Софья Васильевна Россихина была уверена, что матрёшка это старинная игрушка.

    Как же так, если Звёздочкин не скрывал своего авторства?
    Дело в том, что Василий Петрович Звёздочкин по меркам советского государства был не вполне советским человеком. В 1935 году кустарь-игрушечник В. П. Звездочкин был лишен избирательных прав «за эксплуатацию чужого труда». Как и другие знаменитые посадские кустари, Е. В. Шишкин, И. М. Николаев, Л. И. Булычев. И не очень за это, скажем так, был доволен советской властью. До революции он своим трудом и талантом добился многого, был уважаемым, хорошо оплачиваемым специалистом. После 1917 года стал лишенцем, который с трудом может прокормить семью. Часто было просто нечего есть. Двое из трех детей умерли. Василий Петрович был глубоко верующим человеком, постоянно ходил в Ильинскую церковь в Загорске (г. Сергиев Посад). Назвать такого человека автором популярной игрушки в тех реалиях вполне могло быть приравнено к идеологической диверсии.

    К тому же, еще совсем недавно, в 1920-х, матрёшки считались белогвардейскими, буржуйскими игрушками. Предлагалось вообще никогда больше их не делать. Вместо них надо было создавать “мейерхольдовские образы-игрушки, чтобы от злого юмора такой игрушки корчились наши враги, скрежетали зубами Чемберлены и Милюковы”. Мастера-матрешечники подвергались гонениям. Русское зачищалось. Ведь главный историк страны профессор Покровский утверждал, что нет никаких русских, и нет никакой русской истории. Нарком просвещения Луначарский характеризовал русский язык как «старорежимный и национал-шовинистский», не говоря уже о Троцком, который хотел вместо русского языка ввести эсперанто.

    Зачищена была и история матрёшки. Но когда она постепенно стала главным русским сувениром, а произошло это только в 1950-х годах, и триггером, видимо, стал Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве в 1957 году, история ее создания понадобилась.

    Вот несколько выдержек из книги «Шесть золотых гнёзд»:
    «Мамонтова, хозяйка подмосковного имения Абрамцево и одна из деятельных участниц абрамцевского кружка, вернулась в 90-х годах прошлого века из очередной поездки за границу и привезла в Москву японскую игрушку, очень ей понравившуюся. Была та игрушка деревянной и изображала улыбающегося большеголового японца. Ее можно было раскрыть, разделив на две половины -верхнюю и нижнюю, и внутри обнаружить другую деревянную же игрушку японку. Когда таким же образом откроешь вторую игрушку, в ней увидишь японского малыша».

«Мамонтова решила, что можно и у нас делать такие же, только в русской манере. Сергиевскому игрушечнику Звездочкину поручили вырезать фигуру наподобие японской, и он сделал это со всем старанием».

«Не случайно, что и родилась наша матрешка в Сергиевом посаде, который всегда считался настоящим гнездом резчиков по дереву».

«Но хотя матрешка выглядела простой, поначалу мастерить ее оказалось делом долгим и нелегким. То, что теперь кажется яснее ясного – «выбирать» на токарном станке дерево изнутри, чтобы сделать игрушку полой, тогда никому и на ум не приходило. Вырезали каждую матрешку вручную, а украшали снаружи выжиганием, как это принято в Сергиевом посаде. Обходилась новая игрушка дорого, и покупали ее в ту пору только богатые люди, платя баснословную цену по 25 и 50 рублей за штуку. Потом сообразили: ведь гораздо проще такую куклу вытачивать на токарном станке».
«Оставалось подыскать художника, который мог бы расписать игрушку – первый русский образец. Выбор пал на художника С. Малютина. Он был учеником Поленова и любил делать эскизы разных вещей, свободно используя русские мотивы».

Как видите, журналист перепутал всё, что мог. Марию Александровну Мамонтову из Москвы с Елизаветой Григорьевной из Абрамцево, подольского мастера с сергиевским, Москву с Сергиевским посадом (тогда город назывался так). Плюс выдумал про «большеголового японца», которого до сих пор никто не видел; про то, что матрешку вырезали вручную, хотя с самого начала ее изготавливали на токарном станке; про Малютина.

После книги Ю. Арбата, на волне растущей популярности матрешки, в 1969 году выходит книга «Матрешка» от еще одного журналиста А. Хейфица и директора «Музея Игрушки» Е. Можаевой. [11]
На первой же странице читаем:

“В 90-х годах прошлого века в Москву, в игрушечную мастерскую А. Мамонтова “Детское воспитание” привезли из Японии фигуру добродушного лысого старика. Изображала она мудреца Фукуруму, у которого голова вытянулась вверх от постоянных раздумий. Фукурума раскрывался, в нем находилось еще несколько фигурок, вложенных одна в другую. Фигурки эти понравились, и послужили прообразом нашей матрешки”.

“Первая русская матрешка была выточена и расписана по эскизам художника С. Малютина, вытачивал ее работавший в то время в мастерской “Детское воспитание” отличный токарь В. Звездочкин”.

Как видите, тут уже начинаются сказочные вариации. Ведь в Японии нет и не было никакой Фукурумы, как нет и данных, что в «Детское воспитание» или Мамонтовым привозили такую игрушку.
Вот единственное упоминание из архива Мамонтовых, которое даже с натяжкой нельзя отнести в плюс к японской версии – отрывок из письма, написанного в 1891 году Марией Александровной Мамонтовой художнику И. С. Остроухову:

“На днях Юра (видимо, сын М. А. Мамонтовой – ред.) привез из Петербурга старинную каменную (глиняную) фигуру – японского идола. Если б Вы видели как он хорош, я влюбилась в него, и, разумеется, мой милый друг мне подарит его. Хотя денег немало стоит”. [12]
Ведь фигура каменная, неразборная, и мужского рода.

Является ли чем-то удивительным то, что Мамонтовым привозили игрушки? Нет. Их коллекция постоянно пополнялась образцами из разных частей света.

Можно ли говорить о том, что роспись по предмету быта, или по игрушке была чем-то необычным? Конечно нет. В русских народных промыслах расписные разъёмные деревянные изделия издавна пользовались популярностью, например, всем известные пасхальные яйца, а также коробочки, яблоки, шары, ведерки.
В 1664 году травщик (художник по растительным орнаментам) Троице-Сергиева монастыря Прокопий Иванов был вызван в Москву расписывать яйца. Два года спустя он представил 170 деревянных яиц, писанных по золоту “цветными красками разными добрыми травными образцы”. В 1677 году практически все мастера Оружейной палаты делали подарки царю Федору к Пасхе в виде яиц.

Не лишним будет вспомнить, что Япония тоже участвовала во Всемирной выставке в Париже в 1900 году.

“Японія ставитъ четыре павильона, которые скопируютъ обычныя въ этой странѣ постройки — храмъ, базаръ, чайный домъ.”
Было представлено множество изделий японских мастеров.
“Очень цѣнная коллекція китайскихъ и японскихъ издѣлій, въ числѣ которыхъ 2400 экз. бронзовыхъ, между прочимъ статуя Будды—4 м. 50 вышины; около 2500 экз. керамики, 50 пано, болѣе 30 экз. мебели и пр.”. [13]

Но ни на самой выставке, ни после нее, ни японцы, ни посетители выставки ни разу не упомянули о том, что русская кукла, которую назвали матрешкой, имеет сходство с японскими фигурками.

Продвинутый искусствовед может спросить:
– Тогда что за кукла с клеймом Made in Japan стоит в «Музее игрушки» в Сергиевом Посаде? Ведь именно её считают тем образцом, с которого сделали матрешку.
Ответ:
– Это японское изделие попало в «Музей игрушки» с выставки, которая проходила в Москве в 1932 году. До 1921 года в официальных требованиях к названию страны происхождения Япония обозначалась Nippon, а не Japan. То есть указанный образец старше 1921 года. Да и “Made in” – стало использоваться лишь с начала XX века.

Если существовала японская кукла, послужившая прообразом для матрешки, почему таковая отсутствует на выставках традиционной японской куклы? Почему её все ищут и никак не могут найти? Ответ простой – её не было.

Что же побудило директора “Музея Игрушки” безапелляционно поддержать ничем не подкрепленную версию? Может быть у нее были доказательства? Специалисты “Музея Игрушки” утверждают, что никаких доказательств не было и нет.

Они предполагают, что это было, говоря по-современному, маркетинговым ходом журналиста А. Хейфица. Возможно, в попытке добавить сенсационности уже привычному символу России, он и запустил в обиход версию, придав ей вид неоспоримого факта. Допустим. Но как же Е. Можаева могла согласиться на это? Специалисты лишь разводят руками, и, опять же, предполагают, что у него были хорошие связи с издательством. А издать книгу в то время было очень непросто. Соответственно, могла сложиться такая ситуация – либо книга выходит в этом варианте, либо не выходит вообще. Книга вышла тиражом 30 000 экземпляров. Причем с переводом на английский, немецкий и французский языки.
Ведь о бездоказательной версии надо поведать всему миру, иначе никак.

Добавлю, что ни основатель «Музея игрушки» Н. Д. Бартрам, ни академик РАХ А. У. Греков, в течение двадцати лет проработавший директором этого музея, никогда не видели никаких доказательств происхождения матрешки от японцев, и не рассматривали всерьёз такую версию.

Касательно вариаций. При желании вы можете самостоятельно посчитать количество упоминаемых в различных источниках «прототипов» матрешки. Здесь и Фукурума, и Дарума, и Ситифукудзин, и Кокеси, и т.д. Никаких доказательств этому, естественно, нет. Самое удивительное, что такие материалы распространяют и академики, и профессора истории. Когда начинаешь у них узнавать откуда такие данные, выясняется, что их они нашли в интернете, и опубликовали без проверки. Невероятно, но факт – всё это печатается в учебниках.

В самой Японии, по свидетельству искусствоведа Yoko Kumanoya (Keio University, Japan), версия о происхождении матрешки от японской куклы появилась лишь с середины 1970-х годов, после публикаций в СССР.

Многие считают, что после парижской выставки матрешка сразу завоевала международное признание, и стала символом России. Это не так. Матрешка прошла большой и трудный путь. Можно сказать, что произошел естественный отбор главного русского сувенира. В нём было и такое:

“Русская культура это театр Мейерхольда, поэзия Мандельштама․ А матрёшка – это не русская культура”.
Так считал Дмитрий Покровский, руководитель ансамбля Покровского․ Лауреат Государственной премии СССР (1988), председатель Российской секции международной фольклорной организации ЮНЕСКО․

Или такое:

“Если хотите про великую русскую культуру, то надо честно признать, что её никогда не существовало в принципе. Всё, что мы имеем, — это производные от западной цивилизации. Матрёшки, и те были придуманы в Японии, а в Россию их завезли только в конце XIX века. Оглянитесь вокруг себя! Вы что-нибудь исконно русское видите?”.
Журналист А. Г. Невзоров.

А вот свежее. Академик Пиотровский, директор Эрмитажа:
“Матрешки в Эрмитаже никогда не продавались и продаваться не будут. Это мое решение, использование служебного положения. Я настойчиво просил об этом все магазины. Тот образ, который создает матрешка, мне категорически не нравится. Матрешка – это японская игрушка, переделанная в России. Вообще надо поменьше продавать всего, что обычно ассоциируется с Россией в сувенирной торговле”.

Как видите, вопрос о происхождении матрешки не так несерьезен, как может показаться на первый взгляд. Есть пословица «Без столбов и забор не стоит». Вот почему деятели, многие из которых получили статус иноагентов, начинают свои пассажи с одного из главных русских символов – матрешки. Она не защищается государством как флаг или гимн. Сегодня у них матрешка не русская, завтра культуры русской нет и не было, послезавтра выступайте без флага на Олимпиаде, а потом и вовсе сдавайтесь в плен колоннами, и отдавайте все земли культурным и развитым нациям.
С тем, что нашим детям с детского сада рассказывают о японском происхождении матрешки, закладывая в голову идею о вторичности русской культуры – со всеми вытекающими последствиями – думаю, культурологи прекрасно знакомы. 

Возникает вопрос – почему на государственных порталах размещены недостоверные, фейковые материалы о матрешке? Несложное расследование показало кто это пишет. Например, статья [14] на портале culture.ru, управляемом Министерством Культуры РФ, написана студенткой 3 курса журфака МГУ Анастасией Войко, которая проходила практику в этом министерстве. Она, недолго думая, отрерайтила информацию из Википедии. Или вот еще оттуда же. [15]
Или статья о матрешке на упомянутом ранее “главном историческом портале страны”. Её написала 28-летняя Оксана Баринова, поставившая написание просветительских и научно-популярных статей для сайтов на поток. Также она занимается подготовкой к ЕГЭ, как на дому, так и с выездом. Стоимость 1000 рублей в час.
Вот такие авторы даже у министерств и «главных порталов». А ведь на эти материалы ссылаются учителя, школьники, студенты, экскурсоводы, считающие, что на таких ресурсах информация написана специалистами, и проверена.

И уже просто фарсом выглядит так называемый День Матрешки.
Как сообщают многие источники – это 24 октября 1900 года, день когда была сделана первая матрёшка.

Интересно, учитывая, что уже с 17 апреля 1900 года она была в экспозиции русского павильона на Всемирной выставке в Париже. А до этого ее ещё придумали, выточили, расписали. А 18 августа 1900 года кукла получила бронзовую медаль выставки. Не сходится.

Так может правильная дата 27 августа, день, в который Москва отмечала 200-летие (!) матрёшки? Праздновали пышно и торжественно в 2006 году.

А может правильная дата 3 января? Об этом постоянно сообщают после Нового Года.

И 11 июня поздравляют с Днём Матрёшки.

Что за катавасия такая?

На самом деле никакой точной даты когда была сделана первая матрёшка – нет. Известно лишь, что токарь В. П. Звёздочкин выточил ее в период 1898-1900 гг.

В 1992 году Евгений Евтушенко написал стихотворение “Сказка о русской игрушке”. [16] Про то, как к хану Батыю привели русского бродяжку Ваньку Сидорова. Тот оказался игрушечных дел мастером. В котомке его были деревянные медведи, куры, и матрёшки.

Но, в игрушки вникая,
умудрённый, как змий,
на матрёшек вниманье
обратил хан Батый.

И с тоской первобытной
хан подумал в тот миг,
скольких здесь перебил он,
а постичь не постиг.

В мужичках скоморошных,
простоватых на вид,
как матрёшка в матрёшке,
тайна в тайне сидит.

Приказал Батый сделать ему смешную игрушку. За ночь Ванька сделал Ваньку-встаньку. Батыя зашатало от страха. Приказал он убить игрушечника. И вместе с войском покинул Русь.

Как пишут историки, нашествие началось в 1237 году с вторжением конницы Батыя в рязанские земли, а завершилось в 1242 году. Евтушенко считал, что тогда матрёшка уже была. Поэту иногда можно простить художественный вымысел. Ведь матрёшка, как вы знаете, появилась лишь через шесть с половиной веков. На станции Зима об этом, как видно, не рассказывали. Но, всё-таки, перед тем как о чем-то писать, необходимо хорошо изучить тему.

И это относится не только к поэтам.

С подробным расследованием «Подлинная история матрёшки» в восьми частях можно ознакомиться на сайте историяматрёшки.рф. Оно одобрено и поддержано ведущими специалистами и музеями России. Там, строго на документальном материале, рассмотрены и другие существующие мифы о матрешке.

© Игорь Блюм,
член Общественной Палаты Сергиево-Посадского городского округа

Краткий список использованных материалов:

1. “Каталог Русского отдела на Всемирной Парижской выставке 1900 г.”. Санкт-Петербург, 1900, с. 111

2. “Сергиев Посад – мастерская игрушки. Живая традиция на рубеже веков: XX – XXI.”, Г.Л. Дайн. Сергиев Посад, 2011, с. 100

3. “Подлинная история Матрешки. Часть третья: Василий Звёздочкин”. https://matreshka.site/podlinnaya-istoriya-matreshki-chast-tre/

4. “Сергиев Посад – столица русской игрушки”, Г. Дайн. С. Посад, 2011, с. 124

5. «Жизнь художника Сергея Малютина», А. Абрамова. Москва, 1978

6. “Подлинная история Матрёшки. Часть вторая: Сергей Малютин”. https://matreshka.site/podlinnaya-istoriya-matreshki-chast-vto/

7. “Подлинная история матрёшки. Восьмая часть: День матрёшки”. https://matreshka.site/podlinnaya-istoriya-matreshki-vosmaya-ch/#i-4

8. Конференция “Искусство и традиции народов России” к 85-летию отдела народного искусства Русского музея, в Санкт-Петербурге, доклад С.В. Горожаниной

9. “Шесть золотых гнёзд”, Ю. Арбат. Москва, 1961 год, с. 55-64

10. “Русская народная игрушка”, С. Россихина. Москва, 1959, с. 44

11. «Матрешка», Е. Можаева, А. Хейфиц. Москва, 1969, с. 4

12. “Русская матрешка”, С.В. Горожанина. Москва, 2012, с. 4

13. ВѢСТНИКЪ ИНОСТРАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, 1900 год

14. «Как появились матрешки?», Анастасия Войко. https://www.culture.ru/s/vopros/matreshki/

15. «Барышня с сюрпризом», Наталья Летникова. https://www.culture.ru/materials/52302/baryshnya-s-syurprizom

16. Газета «Литературная Россия», № 36 (88), 4 сентября 1964 г. Стр. 9.
Евгений Евтушенко, 20–22 июня 1963.


  • Сайт журнала
  • По телефону 8 (495) 274-2222 (многоканальный) или по заявке в произвольной форме на адрес: podpiska@panor.ru;
  • Или заказывайте в официальном каталоге Почты России «Подписные издания» (индекс — П7255);
  • В «Каталоге периодических изданий. Газеты и журналы» агентства «Урал-пресс» (индекс на полугодие — 46310)
Поделиться с друзьями:
История матрёшки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: