Да, вы правильно прочитали название. Сергиев Посад против матрёшки, как бы это странно для вас ни звучало.
Считается что Сергиев Посад это такой город матрешки, столица русской игрушки. Часто пишут, что матрешку и сделали здесь, но это не так. Матрешку придумали и расписали в Москве. В Сергиевский посад (тогда город назывался так) матрешка можно сказать переехала в 1905 году, через пять лет после того, как ее начали делать в московской мастерской “Детское воспитание”. В посад москвичи пригласили и автора матрешки токаря Василия Звёздочкина для обучения местных кадров.
Посад стал местом промышленного производства матрешки – вот это верное утверждение. Мастерские московского губернского земства исправно работали, матрешки хорошо продавались как в стране, так и за рубежом.
После революции 1917 года вдруг оказалось, что матрешка это буржуазная, и даже контрреволюционная игрушка. Такие новому строю были не только не нужны, но и вредны. Матрешечников стали, говоря современным языком, прессовать.
А в 1935 году кустарь-игрушечник В.П. Звездочкин был лишен избирательных прав «за эксплуатацию чужого труда» в артели. Как и другие знаменитые посадские кустари: Е.В. Шишкин, И.М. Николаев, Л.И. Булычев, и т.д. Причем до этого власть призывала создавать артели. Но правила игры внезапно изменились.
Инициатива по лишению известных мастеров избирательных прав была от местных – уже загорских – властей (в 1930 году город был переименован в Загорск в честь революционера Вольфа Михелевича Лубоцкого).
Как только человек оказывался в списках «лишенцев», его увольняли с работы, исключали из профсоюза, выселяли семью, повышали налоги, автоматически «лишенцами» становились члены его семьи, исключали детей из школы, вузов. В 1928 году в Советском Союзе были введены в обращение карточки на продукты. Лишенцам карточки просто-напросто не выдавали. По сути семья обрекалась на голодную смерть. У В.П. Звёздочкина, например, двое из трех детей умерли. На сельских сходах «лишенцам» присутствовать запрещалось. Граждане, лишённые избирательных прав, брались под особый надзор правоохранительными органами. Их лишали пенсий и пособий. Помимо установленных законом ограничений, лишенцы подвергались самым разнообразным притеснениям в повседневной жизни. Обычной практикой в этот период стали конфискации имущества, отправка на принудительные работы, выселения за пределы населённого пункта и даже области. «Лишенцы» были изгоями общества, фактически мёртвыми душами.
“Факт лишения того или иного гражданина избирательных прав является фактом определения, что данный гражданин по своему социальному положению, по своим действиям и деятельности, роду занятий и т. д. является враждебным советской власти элементом”.
Партработник, один из авторов лекций “Курсы советского строительства” П. Зайцев
В 1936 году, по письму из Москвы (из Наркомата Просвещения), в котором рекомендовалось «обеспечить В.П. Звездочкину, имеющему без малого 40-летний стаж работы, условия для дальнейшей успешной работы по специальности», в правах его восстановили. Но клеймо враждебного советской власти элемента на Василии Петровиче так и осталось.
На дом Звёздочкина в Загорске неоднократно совершались бандитские налёты. Бандиты искали золотые медали, полученные им на международных выставках, другие ценные вещи. Это происходило когда сам Василий Петрович был на работе. Приходя, он заставал трясущуюся от ужаса семью и полный разгром в доме. В итоге он пешком отнёс все ценное в Александров и продал за бесценок.
Звёздочкин погиб под колесами поезда на ж/д переезде в Загорске в 1956 году. Немного не дожил до времени когда матрешка начала становиться символом России. Это произошло в конце 1950-х.
В 1958 для Всемирной выставке в Брюсселе было изготовлено около 100 000 матрешек. Они продавались у входа в советский павильон. Естественно, иностранцы интересовались историей создания русского сувенира.
В 1959 году выходит книга С. Россихиной “Русская народная игрушка”, в которой советский специалист по игрушке называет матрешку старинной русской игрушкой. То есть даже она не в курсе когда появилась матрешка и кто ее автор. А ведь В. П. Звёздочкин никогда этого не скрывал. Он долгие годы работал в Институте Игрушки в Загорске, сотрудничал с Музеем Игрушки. И уж там то прекрасно знали историю создания матрешки. Но предпочитали молчать об этом. Зачем загорским сотрудникам проблемы из-за лишенца? Гораздо выгодней распространять небылицы.
В 1969 году директор загорского “Музея игрушки” выпускает книгу “Матрешка”, где транслирует байки о японском происхождении матрёшки. Причем заявляет это как факт. А загорчане – по местной традиции – промолчали.
В загорской газете “Вперёд” публикуются статьи о том, что матрешка исконно-посконная загорская игрушка, которую придумали именно тут. И даже автора не называют.
В городе, который выпускал около 700 000 матрешек в год (ведь она приносила государству твердую валюту), не хотели знать и замалчивали историю матрешки. Мило, да?
Началась перестройка. Загорчане массово выживали за счет матрешки, очень многие стали сами ее расписывать и продавать. Затем Загорск переименовали в Сергиев Посад. Институт Игрушки, оснащенный новейшим оборудованием, разворовали, здание продали. Фабрики игрушки по сути не стало. Столицы русской игрушки, соответственно, тоже.
В 2012 в посадском музее “Конный двор” открылась выставка, которую почему-то назвали “Музей матрёшки”. Через 10 лет после этого заведующая выставкой Светлана Горожанина заявила, что пришло ей время заняться историей матрешки. Постойте, а чем всё это время занималась заведующая и экскурсоводы? Она ведь даже выпустила книжку о матрешке, выступала на конференциях. А вот чем – переписывала тексты из других изданий, и преподносила это доверчивым читателям и посетителям. Плюс выдумывала свои собственные версии о японском происхождении матрешки. Как, например, в докладе “К истории происхождения матрешки” на конференции “Искусство и традиции народов России” к 85-летию отдела народного искусства Русского музея.
Вот здесь немного об этом ее докладе:
Те, кто посещал фейковую выставку “Музей матрешки”, поймут о чем я говорю. Причем отделы образования направляют сюда школьников. Приезжают туристы. И всем им рассказывают недостоверную информацию. Очень мило.
Не отстает от “Музея матрёшки” и “Посадская матрёшка”. Такие затейливые измышления, которые они преподносят туристам, надо еще поискать. Полное впечатление, что руководитель “Посадской матрёшки” Анна Зайкина и ее сотрудники сочиняют это, собравшись на корточках в кружок на заднем дворе, откуда идёт необычный дым. Интересно, что их деятельность поддерживает городская администрация. Та самая администрация, которая уже несколько лет затягивает вопрос с памятником автору матрёшки.
А ведь Звёздочкин обучил сотни местных токарей, во многом благодаря ему город стал крупнейшим центром по производству матрешки. Страна получала существенные валютные поступления. А после распада СССР простые люди благодаря матрешке, как я писал выше, имели возможность купить не только продукты, но и квартиры, например.
Сейчас токаря по дереву в Сергиевом Посаде не найти. Отдельные художники еще расписывают матрешек. Но на местных прилавках много китайских матрешек, которые выдаются за местные. Экскурсоводы рассказывают туристам фейки о матрешке, которых начитались в википедии. Продолжают искажать историю русского символа, и никто им не указ. Ведь это, по сути, уже такая местная традицию. Плевать в колодец.
А журналисты, приезжая в Сергиев Посад, берут интервью у этих деятелей, снимают телепередачи, и распространяют лживую информацию о символе России. И расходится ложь из Сергиева Посада по всей стране, по всему миру.
И рукоплещут этому иноагенты и русофобы всех мастей.
И выпускают бандеровцы вот такое:
И спрашивают русские дети у родителей:
– А правда, что Россия всё украла?
И родители отвечают:
– Да, правда. Ведь даже в Сергиевом Посаде это подтверждают. А уж там то должны знать.
Вот только, как видите, здесь считают, что ничего никому не должны.
Хотя кому они должны и на кого работают – это вопрос.
“Глядь — а штаны твои носит коварная Ложь.
Глядь — на часы твои смотрит коварная Ложь.
Глядь — а конём твоим правит коварная Ложь.”
“Притча о Правде и Лжи”, Владимир Высоцкий
Молодец автор! Поддержим его , народ русский!