Как вы помните, Сергей Есенин был родом из матрёнинских краёв – здесь. Там была наибольшая концентрация имени Матрёна. То есть Есенин и матрешки связаны уже по факту его рождения.
Тётю Сергея по отцу звали Матрёна. Когда он родился ей было 14 лет. Три года мать Есенина жила в семье отца. Наверняка, Матрёна нянчила маленького Сергея, играла с ним, пока его мама стирала, убирала за постояльцами, которым Есенины сдавали часть жилья.
По воспоминаниям родственников, будущий знаменитый русский поэт в детстве умел плести корзины, вырезать по дереву, делать свистки. Этому его научил дядя. А тётя?
После окончания школы в 1912 год Сергей перебирается в Москву. Кстати, тогда он еще был рьяным вегетарианцем и толстовцем, не пил, не курил. В первые годы жизни в Москве Есенин снимал квартиру у необразованной мещанки Матрёны Ивановны. Однажды он вступил в спор со своими друзьями на тему того, что поэт — самая почетная личность в обществе. И что А. С. Пушкин – самый выдающийся человек в истории России, и его знают все. Для подтверждения Есенин обратился с вопросом к квартирной хозяйке, но оказалось, что про Пушкина она ничего не знает, и даже не слышала.
По воспоминаниям сестры Шуры, когда Сергей приезжал из Москвы в родное Константиново, он плёл ей шляпы и целые платья из цветов. Кто мог такому обучить деревенского хулигана? Возможно, как раз тётя Матрёна.
Когда С. Есенин впервые приехал в столицу, Санкт-Петербург, у него при себе была только балалайка. Он довольно часто бывал в Царском Селе. Там организовывались пикники и маскарады, где Есенин читал стихи, пел частушки, сопровождая их игрой на балалайке.
Это было семейное, любили петь и его дед, и отец. Отец, Александр Никитич Есенин, мальчиком пел в церковном хоре, у него был прекрасный высокий голос. По всей округе возили его к зажиточным людям на свадьбы и похороны. Сергей, хотя и не обладал сильным голосом, но пел мастерски, с особыми интонациями и переходами, округляя наиболее выразительные места жестами, хватаясь за голову или разводя руками. Народных частушек и частушек собственного сочинения знал он бесконечное множество. Пел их не переставая, часами.
В 1915 году художник Борис Зворыкин, наряду с другими известными художниками (Иван Билибин, Виктор Васнецов, Константин Маковский, Михаил Нестеров и Николай Рерих), а также архитекторами, искусствоведами, литераторами, государственными, общественными и церковными деятелями, учредили «Общество возрождения художественной Руси», целью которого было «распространение в русском народе широкого знакомства с древним русским творчеством во всех его проявлениях и дальнейшее преемственное его развитие в применении к современным условиям».
“Преподавание всеобщей истории народов, истории искусств, философии, права, настолько придерживается чужеземных образцов и источников, что едва ли найдется тот, кто, пройдя русскую школу, мог бы сказать, что именно в ней он узнал русскую историю, русское искусство и русское право. Удивительно ли после этого, что подрастающие поколения лишены даже простейшего знакомства хотя бы с основными признаками древней Руси и ее духом? Удивительна ли невежественность большинства во всем, что касается исторического быта Русского государства, особенно в художественных его проявлениях?”.
Из пояснительной записки к уставу «Общества возрождения художественной Руси»
Есенин был знаком со многими знаменитыми художниками. Васнецов, Билибин, Нестеров, Репин, Конёнков, и многие другие бывали на его выступлениях. Дружил он с Осмёркиным, Лентуловым и Петровым-Водкиным. Причем многие из них, как вы заметили, являлись представителями русского стиля. Возможно, как раз кто-то из них и расписал первую русскую матрёшку.
К началу 1916 года поэту вместе с писателем Е. Клюевым в Москве сшили театральные костюмы, для выступлений на концертах “Общества возрождения художественной Руси”. Так появился портрет Сергея Есенина, написанный Виктором Васнецовым.
24 декабря 1925 года Есенин прибыл уже не в Санкт-Петербург, а в Ленинград, и поселился в гостинице «Англетер» в номере 5. Там посудомойкой работала пятнадцатилетняя Матрёна.
«Как ни придём, бывало, в подпол, он всё пишет. А как вышли у него карандаши и бумага, просил у нас угольков, и прямо на поленьях угольём этим и писал свои стихи. Он был очень красивый, курчавый, и мы его любили».
Из воспоминаний Матрёны Андреевны
“Мы с девчонками фотографировались, а он подошёл и встал сзади. Красивый он был, беда!”
Как-то попалась она на глаза Есенину. Он спросил как её зовут, застеснявшись простонародного имени Матрёна, она назвалась Зоей, и рассказала, что родители живут на хуторе Голян в Новгородской губернии, в Питере она на заработках, сперва жила у господ в няньках, пока не устроилась по знакомству в гостиницу. Есенин шутливо предложил Матрёне уехать вместе с ней на их хутор. Она, покраснев, ответила серьёзно, что сама ничего не решает, и последнее слово за родителями. Если разрешат, так и будет. Есенин засмеялся, похлопал её по плечу и пошел своей дорогой.
Матрёне очень было жалко красивого весёлого парня, погибшего в гостинице через несколько дней после приезда. Ему бы жить и жить, такой он был добрый и ласковый, так славно и приветливо улыбался, такие хорошие писал стихи.
Вознесенский, Евтушенко, Рождественский и Высоцкий – стихи о матрёшке
Пока я не нашёл фото Есенина с матрешкой. Но должно же оно быть. Он и жил в Москве в Брюсовом переулке, 2а, в двух шагах от Леонтьевского переулка, 7, где придумали матрешку. И бывал часто на Леонтьевском, 18. С переездом правительства в Москву в 1918 году ЦК левого крыла партии эсеров и редакциям их печатных органов – газетам «Знамя труда» и «Голос трудового крестьянства» – был выделен особняк в Леонтьевском переулке. Там Есенина часто печатали. Сейчас здесь посольство Украины.
Зато «Государственный музей-заповедник С.А. Есенина», что на родине поэта, в селе Константиново, прислал мне фото матрешек, подаренных музею художником В.В. Александровой.
За что им большое спасибо.
А три Матрёны – от рождения и до смерти – так и останутся навсегда связаны с именем самого популярного русского поэта ХХ века в России (опрос проведен в 2023 году).