![Подлинная история Матрёшки малютин сергей малютин матрешка](https://matreshka.site/wp-content/uploads/2023/01/москва_матрешка1-1024x768.jpg?x12887)
Начало – Часть первая
Практически везде как автор росписи первой Матрёшки упоминается Сергей Малютин.
Но на основании чего?
Содержание страницы
Никаких намеков на матрешку
![фото малютин сергей малютин фото цветное](https://matreshka.site/wp-content/uploads/2023/01/Малютин.jpg?x12887)
Нет ни одного доказательства причастности художника Сергея Васильевича Малютина к матрешке. Вообще ни одного.
Нет ни эскизов, ни упоминаний современников о хоть какой-либо связи Матрешки с Малютиным.
И сам Сергей Малютин никогда об этом не говорил. Может быть он был просто очень скромным?
Из воспоминаний хорошо знавшей его Марии Клавдиевны Тенишевой:
“Характер у него был тяжелый. Он решительно нигде и ни с кем не мог ужиться. Болезненная подозрительность, обидчивость и самолюбие не давали ему покоя. Он подозревал всех своих помощников в том, что они заимствуют его рисунки и могут выдать за свои, всегда на кого-то жаловался и всегда считал себя обиженным.”
При этом Сергей Васильевич постоянно пополнял и бережно хранил свой архив этюдов, эскизов, зарисовок. Никаких намеков на матрешку в архиве нет.
Сергей Малютин не автор матрёшки
Я не поленился, и выписал книгу воспоминаний А.В. Абрамовой, близко знавшей семью С. В. Малютина более 25 лет. Несколько раз ее перечитал. И не нашел там даже слова “матрешка”.
![книга о Малютине книга Жизнь художника Сергея Малютина](https://matreshka.site/wp-content/uploads/2023/01/Книга-алютин-768x1024.jpg?x12887)
Не подтверждают авторства Сергея Малютина и музейные работники.
Вот, например, выдержка из официального ответа на мой запрос от Государственного Исторического Музея, что на Красной Площади:
“Матрешка «Крестьянка с петухом», хранящаяся в отделе дерева и мебели Исторического музея и опубликованная на сайте музея, была приобретена у Иванова В.С. в 1951 г. (во время Загорской экспедиции). Со слов владельца участниками экспедиции было зафиксировано, что она выполнена в мастерской братьев В.С. и П.С. Ивановых (Сергиев Посад), вероятно по эскизу Сергея Малютина токарем Звездочкиным в начале XX в. Этот предмет не являлся объектом специального исследования сотрудников музея и документальных подтверждений устоявшейся атрибуции нет. Имеющаяся атрибуция не противоречит известным из других источников фактам, однако имена всех участников проекта остаются под вопросом.”
Я связался с внуком Малютина, который везде пишет, что это его дед придумал матрешку. Попросил предоставить хоть какие-то доказательства. Он предоставить ничего не смог.
Ни в одном музее, ни у одного коллекционера нет ни одной Матрешки, которую расписал Сергей Малютин.
В журнале “Мир искусства” за 1899 год (тома 3-4), напечатаны списки картин и художественных произведений для отправки на Всемирную парижскую выставку 1900 года (где впервые была представлена матрешка). Малютин представлял две картины, русский шкаф, печь-лежанку, золотого петушка, чайницу, поставец, и стул. Матрешки, или чего-то на нее похожего, нет.
В том же журнале, но уже за 1900 год (тома 17-18), Александр Бенуа делится своими впечатлениями о парижской выставке. Он восхищается изделиями русских кустарей. И упоминает художников, представленных в кустарном отделе.
Далѣе, г-жа Якунчикова представлена очаровательнымъ ковромъ съ какой-то сказкой (испуганная дѣвочка въ лѣсу и нѣкій недобрый старикъ, пробирающійся къ ней между деревьями), а также большимъ, очень красивымъ, угольнымъ открытымъ шкапомъ, стоящимъ на фантастическихъ звѣряхъ; Головинъ чуднымъ, въ желто-оранжевомъ тонѣ выдержаннымъ и выложеннымъ маіоликой по дереву, стѣннымъ висячимъ шкапикомъ, а также извѣстнымъ уже умывальникомъ съ сиринами; Врубель — своимъ красивымъ въ краскахъ, но ужъ очень путанымъ и мучительно неразборчивымъ каминомъ и только одинъ Малютинъ оказался не на высотѣ положенія, такъ какъ кромѣ очень пустяшныхъ балалаекъ изъ его издѣлій ничего нѣтъ.
Алекс. Бенуа
Как видите, тоже ни слова о матрешке.
Почему Сергей Малютин?
Погодите – удивитесь вы вместе со мной – как же так, почему тогда Малютина считают соавтором, а часто и главным автором Матрешки?
Часть авторов считает, что наличествует некоторое сходство манеры письма, художественной стилистики, и т.д. Назвать это серьезным аргументом сложно. А почему, например, не художник Борис Васильевич Зворыкин, который оформлял книги для А. И. Мамонтова? Или не Васнецов, Билибин, Курдюмов, Бем, Шехтель, Ягужинский, и т.д.? Русским стилем тогда увлекались многие.
Может быть дело в том, что Малютин с юношеской страстью принял Октябрьскую революцию, и назвал большевиков “носителями правды и счастья”?
“История игрушек. От деревянной погремушки до красотки Барби”. Лживая книга
И большевики это оценили. При содействии Главполитпросвета Сергей Малютин создает Общество художников революционной России. Задачей Общества было “художественно-документально запечатлеть величайший момент истории в его революционном порыве”. Художники активно изображали быт Красной Армии, рабочих, крестьянства, деятелей революции и героев труда. Авангард и все другие течения были объявлены «вредными измышлениями».
Это объединение революционных художников с первых дней существования заручилась покровительством и солидной материальной поддержкой со стороны руководства Красной Армии, и лично К. Ворошилова.
Малютин писал много портретов революционных деятелей. Одной из самых известных работ считается портрет Д. А. Фурманова, легендарного комиссара Чапаевской дивизии.
![фурманов малютин портрет Фурманова Малютин](https://matreshka.site/wp-content/uploads/2023/01/фурманов-872x1024.jpg?x12887)
Ленин на смертном одре
В 1925 году Малютин пишет картину “Ленин на смертном одре” на базе этюда “Ленин в гробу”, написанного им в Колонном зале Дома Союзов непосредственно у тела В. И. Ленина. Когда Н. К. Крупская увидела её на закрытой выставке-отборе, она разрыдалась. На членов отборочной комиссии полотно тоже произвело впечатление, причём такое сильное, что они рекомендовали картину «Ленин на смертном одре» в экспозиции выставок не включать.
![Ленин в гробу Ленин на смертном одре Малютин](https://matreshka.site/wp-content/uploads/2023/01/ленин-на-смертном-одре-1024x852.jpg?x12887)
Как видите, С.В. Малютин был вполне оценен и обласкан советской властью. И кому как не ему – а не какому-нибудь эмигрировавшему Зворыкину – можно было доверить честь стать автором Матрешки. Которым он не являлся.
А вот у его современника художника Валентина Серова матрешки есть – здесь
Проиллюстрирую логику тех, кто пишет о Малютине как об авторе матрешки.
По воспоминаниям токаря В.П. Звёздочкина, матрешку для выставки он выточил в 1900 году. Как известно, в это время В.И. Ленин находился в Москве. Сохранились рисунки Ленина. Причем интересные, с загадками. В матрешке тоже есть неразгаданные загадки. Мамонтовы происходили из старообрядцев. Старообрядцы спонсировали революцию в России.
![ленин автор матрешки Ленин матрешка](https://matreshka.site/wp-content/uploads/2024/04/lenin-matreshka-1-1024x817.jpg?x12887)
Анатолий Мамонтов тоже был политическим противником существующего режима. В его типографии печатались работы членов РСДРП, в том числе Ленина. И работы у него есть по теме, например “О национальной гордости великороссов”. Кроме того, как пишут, Ленин любил детей.
Итак, Ленин и Мамонтов сотрудничали, и Ленин является автором росписи первой матрешки.
Как вам логика? А она такая же, как и у “искусствоведов”. Ну ладно, пошутили и хватит.
Теперь о лишенном избирательных прав (советской же властью) токаре Василии Звездочкине?
Про автора матрешки Василия Звёздочкина – в Третьей части расследования
© Игорь Блюм, 2018
Невероятно
но, как говорится, факт