Предыдущая – Пятая часть
Мифология славян и матрешка – какая связь? Давайте разберемся.
По поводу определения породы петуха, изображенного на Матрешке с парижской выставки, я послал запрос профессору Я.С. Ройтеру, руководителю селекционного центра ВНИИ Птицеводства РАН. Вот его ответ:
«Породу петуха на матрешке определить невозможно, рисунок сделан не профессионально, в указанный год изготовления матрешки в нашей местности в основном разводилась смешанная, беспородная птица. Рисунки животных и птиц изображали художники анималисты, учитывающие породные признаки, данный рисунок петуха сделан не профессионально».
Содержание страницы
Минорка
Действительно, найти полное соответствие с существующими породами кур не удалось и мне. Но максимально похожей на рисунок является Минорка.
Порода аспидно-черных кур Минорка родом с острова Менорка, что в Средиземном море, и принадлежит Испании. Во время британской оккупации в начале XVIII века куры были вывезены в Британию. Из Англии попали в Германию. В России эта порода кур появилась в 1885 году, известно, что их подарил турецкий султан.
Год появления Матрешки – 1900. В принципе вполне вероятно, что диковинная порода произвела впечатление на художника, и поэтому попала на Матрешку.
Но, скорее всего, не только поэтому. Не стоит забывать, что в древности на Руси многие предметы обихода, а также игрушки играли роль не просто предметов, скрашивающих быт – но являлись и носителями определённой символики, что тесно переплеталось с мифологией.
Можно смело сказать, что в древней Руси петух был птицей сакральной.
Еще древнейшие мифы славян повествуют о том, что нечисть исчезает с криком петуха. Петух был не только неким символом Солнца, но и оберегом.
Чёрный петух, славянские ритуалы
При постройке дома славяне приносили в жертву и закладывали под строящийся дом чёрного петуха. Причем надо понимать, что жертва – это отдача значимых для жертвователя вещей.
При переезде в новый дом первыми запускали петуха и кошку. Эти ритуалы были направлены на то, чтобы защитить дом от пожара и отпугнуть злые силы. Петухи были ритуальным блюдом на праздниках в честь урожая. Петух также приносился в жертву и подавался на стол в виде разнообразных блюд в праздники поминовения предков. До сих пор сохранилась традиция готовить куриный суп на поминки. Сохранились также сведения о таком ритуале у славян, когда покойника выносили в курятник на три дня, чтобы на протяжении трёх суток петух опевал умершего, не подпускал к его телу и его душе злых духов и, в конце концов, проводил в иной мир.
Василиск
Из мифологии славян можно вспомнить и легенду о Василиске, который появляется на свет из яйца, снесённого черным семилетним петухом. Василиск – один из четырех демонов ада, змеепетух с крыльями дракона, когтями тигра, хвостом ящерицы, клювом орла и зелёными глазами. Василиск способен убивать завораживающим взглядом. На Василисков день (4 июня) запрещалось пахать и сеять из опасения, что в поле вырастут одни васильки. По поверьям, Василиск сожительствует с женщинами, и от такой связи родятся ведьмы и колдуны. Василиск смертельно боится петухов, ибо петушиный крик его убивает.
Отсюда и поверие, что нельзя держать петуха во дворе дольше семи лет – семигодовалый петух яйцо снесет, а из этого яйца Василиск вылупится.
На Масленицу на столб вешают именно петуха тоже не случайно. Это символическое возвращение Солнца людям, для чего необходимо пройти сложное испытание.
У русских чёрного петуха часто носили с собой при опахивании села во время холеры. Иногда его закапывали на границе деревни как хранителя этого поселения от несчастий.
Чтобы у малыша безболезненно резались зубы, прокалывали у черного петуха гребень, и выступившей оттуда кровью смазывали ребенку десны. А у Матрешки как раз таковой малыш имеется.
Кстати, детей у нее не семь, а восемь. Посмотрите внимательно на фигурки.
Серебряная рука
Интересно, что в Бамберге хранится серебряная рука, принадлежавшая святому Оттону, апостолу поморян, на большом пальце которой изображен черный петух. Говорят, этот символ сыграл большую роль в процессе христианизации славян-язычников. Они падали ниц перед священным для них символом, что помогало проповеднику эффективнее доносить идеи христианства.
Видимо, художник был неплохо знаком с мифологией славян.
Поместив на деревянную фигурку сакрального черного петуха, он, можно сказать, сделал сильный маркетинговый ход. Ведь языческие символы продолжали играть значимую роль в сознании людей. И не только в России. А реклама – двигатель торговли.
Вот, например, китайское изображение победы петуха над змеем. Интересно, что дракон (змей) символ Китая.
Кто важнее, токарь или художник?
В ранний период роспись кукол считалось делом вторичным. На первом месте было мастерство токаря, способного сделать заготовки с очень тонкими бортами.
Путин и матрёшки
Какую матрешку подарили В. В. Путину
Развитию изобразительного стиля Матрешки способствовали иконописцы из Сергиева Посада. Соединение матрешек с традицией местной иконописной школы подтверждается и стилистически и фактически. Старые матрешки отличались благородством и теплотой колорита, в них использовались живописные эффекты иконописи: роспись “тычком”, “контуровка”, тщательная прорисовка лица.
Спрос на Матрёшек с каждым годом увеличивался
В 1904 из Парижа был получен официальный заказ на изготовление большой партии Матрешек. В этом же году товарищество “Русские кустари” открыло в Париже свой постоянный магазин.
На знаменитой Лейпцигской ярмарке заказы на эту игрушку поступали в Сергиев Посад из 14-ти государств, включая Новую Зеландию.
Матрешку начали подделывать иностранцы, о чем сообщил в Санкт-Петербург из Германии российский консул в 1908 году (занималась этим нюрнбергская фирма “Альберт Лерх” и известный токарь Иоганн Вильде, не отставали и японцы).
С период с 1909 по 1913 гг. экспорт кустарных изделий из России достиг гигантской суммы – 2 187 000 рублей оборота.
Продолжение – часть седьмая. Сталин и матрёшки.