Муж Матрёшки? Да, он есть. Итак, по порядку.
После парижской выставки 1900 года Матрешка вернулась в Москву. Часто пишут, что у нее тогда уже было имя Матрёна, но это не доказано. Сергиевопосадский мастер по росписи С.А. Рябышкин вспоминал, как его отец в 1902 году привез из Москвы матрешку и все соседи ходили на нее смотреть, они удивлялись и восхищались необыкновенной куклой.
Содержание страницы
История матрешки. Сколько она стоила
Надо заметить, что в те времена Матрешка стоила очень дорого, по сообщению Н. Д. Бартрама стоимость игрушки доходила до 10 рублей за штуку, это были большие деньги. Были экземпляры и дороже, указывалось и 25 рублей. В 1902 году ведро хорошей водки стоило 4 рубля. Т. е. 10 рублей – это 50 бутылок. Наесться «до отвала» в приличном трактире можно было за 30-50 копеек. Билет на трамвай стоил 5 копеек. А на рынке за две копейки можно было выбрать дюжину (12 штук) отборных соленых огурцов.
Нельзя не вспомнить о проблемах, возникших в этот период у семьи Мамонтовых. В 1900 году Савва Мамонтов был помещён в Таганскую тюрьму. В конце 1900 года, потеряв после суда практически всё (в том числе и Абрамцево), Савва Мамонтов поселился неподалёку от Бутырской тюрьмы, при гончарной мастерской, перевезённой из Абрамцева. В 1905 после инсульта умирает А.И. Мамонтов. Мария Александровна переживет его лишь на год.
Тем временем, на Матрешку стали приходить заказы из Европы, но московскую мастерскую после несчастий, постигших семью Мамонтовых, лихорадило, и в итоге она закрылось.
В 1904 году в Париже открылся магазин с продукцией русских кустарей. Но в его рекламе слово матрешка даже не звучало. Она еще была неизвестна широкой публике.
В этой ситуации производство в 1905 году переехало в мастерские Сергиева Посада.
Руководитель мастерской, Владимир Иванович Боруцкий, пригласил к себе токаря В. П. Звездочкина. Боруцкий на фото в центре в белой рубахе.
По сути, Сергиевский посад стал местом где было основано промышленное производство русской Матрешки.
Почему дали имя Матрёна, Матрёшка?
Много копий сломано по поводу самого названия Матрёшка.
При этом отчего-то не упоминают, что Матрена – это персонаж народного кукольного театра, жена Петрушки. Одна из таких народных кукольных пьес с участием Петрушки и Матрены была записана на русском севере в 1896 г. Оба персонажа встречаются и в литературных произведениях, например «Ванькины именины» Д. Н. Мамина-Сибиряка (1897).
Кто бы что ни говорил, Петрушка это исконно русский кукольный персонаж.
Муж Матрёшки
Первое официальное описание этой русской куклы дал немецкий учёный Адам Олеарий, совершивший в 1633–1634 и 1635–1639 годах два продолжительных путешествия по Московии. Предположительно, создателями Петрушки были скоморохи, бродячие актёры, устраивающие уличные представления. Скоморошная субкультура существовала на Руси с XI по XVIII век, позднее уступив место балаганам, а затем и кукольным театрам. В XVI веке скоморохи подвергались гонениям со стороны государственных и церковных властей. Дважды издавались указы, категорически запрещавшие скоморошество. В ответ живых актёров в уличных представлениях заменили куклы, самой яркой из которых стал Петрушка. Все его иностранные «коллеги» появились примерно в то же самое время. Петрушка – символ русского кукольного театра. Веселый, смекалистый, острый на язык, несущий добро и побеждающий зло – по сути он является квинтэссенцией русского национального характера.
Кстати – будете удивлены – в русской версии сказки «Алиса в стране чудес» присутствует Матрена Ивановна (аналогичный персонаж у Кэрролла это Мэри Энн, горничная Кролика). Первый перевод «Приключений Алисы в стране чудес» на русский язык был опубликован в 1879 г. в Москве под названием «Соня в царстве дива». Внимание – напечатана книга была в типографии А. И. Мамонтова. Некоторые исследователи даже предполагают, что перевод сделал сам Анатолий Иванович Мамонтов, ведь до этого он переводил «Фауста». Книга продавалась в магазине «Детское воспитание». Наверняка эту книгу должны были читать детям в семье А. И. Мамонтова.
Матрёной звали и горничную в Абрамцево, усадьбе Мамонтовых, где по средам проходили встречи художников, поэтов и музыкантов. Как звали мужа этой Матрёшки – неизвестно.
Кстати, неподалёку от Абрамцево находится и деревня Матрёнки. Здесь археологами было найдено селище ХIV века с керамикой в культурном слое.
Как видите, у Матрешки в результате этого исследования появились и отец, и мать, и муж. А то была сиротой больше ста лет.
На этом вопросе, кстати, прокололась команда знатоков.
Этот вопрос, заданный телезрителем команде знатоков 28 сентября 1985 года в передаче “Что? Где? Когда?”, поставил команду в тупик.
Теперь про чёрного петуха.
© Игорь Блюм, 2019
Продолжение – шестая часть. Матрёшка и мифология славян.