Автор статьи: Диана Андреевна Ярославцева
Институт Современного Искусства, кафедра графического дизайна
Магистрант программы «Арт-диджитал дизайн»
yrosladi@yandex.ru
При работе с известными национальными образами и народными символами часто возникает проблема соотнесения их с современностью: либо образ лишается принадлежности к национальному и становится непонятным, либо перестает быть актуальным и привлекательным для современного зрителя. Дизайнеры, осознавая эту проблему, вынуждены искать и находить способы ее решения. Матрешка, будучи одним из самых известных, простых и понятных символов России, выходит на мировую арену с разными посылами. Как дизайнеры видят ее в современном пространстве?
Матрешка появилась в те времена, которые ее ждали – поиска национальных черт и самобытности в архитектуре, изобразительном и прикладном искусстве, в музыке, в целом в отечественной культуре, происходившего во второй половине XIX-начале XX века в форме таких культурных движений и стилевых процессов как «национальный романтизм», «эклектика», «псевдорусский стиль», «русский стиль», наконец, «русский модерн». Действительно, простая детская игрушка вобрала, включила в себя и наглядно представила многие сложные вещи: особенности русской истории, фольклора, национального менталитета.
Многослойность и хранение одного предмета внутри другого близка русской культуре. Самое ценное всегда хранится глубоко внутри. Смерть Кощея Бессметного спрятана в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц в ларце. Матрешка – это и про семейные ценности, про единение поколений, ведь имя Матрена переводится, как «мать семейства». Дополняет игрушку образ русской женщины в платке и платье, расписанный национальными узорами.
Матрешка, которая была создана в мастерской «Детское воспитание» – была игрушкой, а не сувениром. И до сих пор она используется для обучения сопоставлению размеров, объемов, цветов. Изначально она состояла из восьми кукол, каждая из которых отличалась росписью от другой. Самой большой была женщина в народном костюме и с черным петухом в руке, самой маленькой – младенец в пеленках.
Матрешка расширила возможности своего визуального образа, примерив лица литературных героев и другие тематики, встала на конвейер, превратившись в сувенир, получив статус и дополнительный символизм. Изображение на ней может быть любым, но матрешка все равно остается узнаваемым образом, который «работает». В итоге матрешка – понятный во всем мире образ, ассоциирующийся с русской душой, идентичностью, историей, народным искусством.
Достигнув этой точки популярности, игрушка становится знаком, который даже без изображения на нем женского лица, будет читаем и понятен. Матрешка не только визуальный образ, но и конструкция, предметная механика. Складывание внутрь большего объекта меньшего – ясный принцип работы куклы, который используется во многих областях, выражаясь в словосочетаниях «эффект матрешки», «принцип матрешки». Теперь она является метафорой внутреннего мира, который скрыт за внешней оболочкой, многослойности, объединения, иерархичности, цикличности и других понятий и процессов.
В матрешке собраны ценности и образы, близкие русской культуре. Матрешка – это русская женщина, которая не только прекрасна внешне, но и сильна, а значит «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет». Это образ матери, защитницы своей семьи и своих детей, так, в игрушке воплощены и семейные ценности, распределение ролей по старшинству: забота о младших и уважение к старшим.
Семья – это как родственные связи, так и единый организм, дружная сплоченная команда, которая вместе без труда сможет вытащить «репку». Матрешка выступает объединяющим элементом разных традиций, поскольку может расписываться в разных техниках и стилях, оставаясь собой. Так, она становится связующим звеном разных национальных традиций, буквально всех территорий и регионов единой России, разных поколений, а поэтому и знаменитым на весь мир символом нашей страны.
Простой и в то же время многозначный образ матрешки нередко появляется и в современном плакате.
В плакате немецкой студии «Neue Gestaltung» к спектаклю по пьесе А.П.Чехова в Государственном театре Майнца «Staatstheater Mainz» матрешка создает образ «трех сестер», отсылает к русским корням произведения, вводит зрителя в контекст предстоящего действия на сцене, к самой пьесе и ее смыслу. Символ семьи, надежности, единства демонстрирует теперь сломанные судьбы, каждого из ее членов. Матрешка раскрывается и будто разламывается на две части, смиряясь со своей судьбой, продиктованной механикой.
Другим примером «объединения» может служить образ матрешек, сложенных друг в друга, на плакате польского художника Ежи Трейтлера, репрезентирующим подобным символичным изображением череду исполнителей на песенном фестивале. Структурированность матрешки, идеальный строй и порядок – символ дисциплины и мастерства исполнителей.
Принцип разделения изобразительного образа пополам тоже создаёт ощущение «матрешечности», раскрывая метафору внутреннего содержания, другой стороны. Работа с разделением и внутренним содержанием может создавать также ощущение защищенности, когда самый маленький объект скрыт внутри нескольких больших. Или, наоборот, это может передавать смысл ловушки, поглощения меньшего большим.
Работа с образом матрешки в современном плакате может варьироваться от обозначения «всего русского» до глубоких смыслов. Использование ее образа становится метафорой, понятной всем, практически каждому зрителю, знающему принцип работы игрушки. Матрешка может обходиться и без росписи, как силуэт – это читаемый образ. Только плоскостная форма без каких-либо элементов и изображений или несколько преобразованная, включающая дополнительную идею и послание, моментально передает зрителю смысл.
Плакат знаменитого финского дизайнера Кари Пииппо «Chernobyl Sarcophagi» как раз использует силуэт матрешки без каких-либо дополнительных элементов. Детская игрушка соотносится с драматической темой чернобыльской катастрофы. Сравнение саркофага с матрешкой очень точно по принципу сокрытия или даже захоронения содержимого в нем. В игрушке захоронены жизни многих людей, в ней заперто то, что может привести к еще большей катастрофе, и остается только надеяться, что эту матрешку никто не раскроет. Черный силуэт – это трагедия, которая все равно «фонит», светится зловещим красным цветом, напоминая о жертвах.
Игрушка может даже менять форму, но все равно отсылать к своему образу. Такова работа плакатиста с мировым именем, одного из ведущих мастеров российского дизайна Юрия Суркова, посвященная саммиту «G8». Матрешка становится у него не только считываемым графическим силуэтом, но и своего рода «леттерингом» – буквой и цифрой. В плакате использованы дополнительные детали, отсылающие к русской культуре: цветовая палитра и элементы народной росписи. Тем не менее силуэт игрушки остается центральной фигурой в композиции и продолжает череду ассоциаций благодаря включению изображения земного шара, который будто виден из космоса через матрешку-ракету. Это может быть как отсылкой к «русскому космизму», космической отрасли и к русским открытиям в этой области, так и метафорой масштабного международного мероприятия, на котором обсуждаются глобальные проблемы.
С другой стороны, матрешка является поверхностным сувенирным ширпотребом, стоящим в одном ряду с такими избитыми клише как медведь, балалайка и водка. Тем не менее, дизайнеры работают и с такой ипостасью образа, намеренно гиперболизируя его и применяя визуальный сарказм. Так, самый титулованный отечественный плакатист, лауреат Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства Владимир Чайка использовал фотографию матрешки, к которой добавил сверху две крупные точки, создающие попсовый образ Микки Мауса, заокеанского стереотипа массовой культуры.
В плакате для музыкального события «The Grand Tchaikovsky Festival» образ матрешки гиперболизирован так, что игрушка превращается в эмоционального персонажа. Оперное пение требует силы и напряжения, именно это состояние передано в полной матрешке, исполняющей свою партию. В плакате как бы сопоставляются мощные голоса оперных певиц и образ маленькой поющей игрушки, звук которой, однако, должен достичь самых отдалённых уголков зала.
Еще один вариант работы с образом матрешки – это уход от него, использование только отдельных элементов, принципа, особенностей, которых зачастую достаточно, чтобы угадать источник. Так, игрушка бросает вызов дизайнерам, заставляя задуматься о более глубоком смысле и выявлении таких деталей, которые бы намекали на нее, но не делали задумку плаката поверхностной.
Например, южнокорейская дизайн-студия «5unday» объединяет ключевые слова «сердце» и «будущее» с помощью механики матрешки для мероприятия «Захватывающая история будущего» в Комплексе международного обмена. В итоге, будущее в плакате предстоит состоящим из множества составляющих, а в центре – человек и его духовные качества. Поэтому будущее невозможно без объединения, выхода их оболочки матрешки и открытого отношения к другим.
Таким образом, современный плакат показывает, что матрешка – сильный и актуальный образ, который не только дает представление о национальной идентичности, но и может стать одним из элементов нового визуального языка. Переосмысление такого образа может помочь соединению оригинальных авторских решений с исторически и культурно близкими метафорами, формами и идеями. Плакатисты мира используют образ матрешки в разных областях и для разных целей, дополняют его новыми смыслами, изменяя форму и расширяя содержание.