Flat Preloader Icon

Многоликая этно-матрёшка

Предлагаю рассмотреть тему матрешки в национальном костюме, или этно-матрешку. Эта тема не нова, но актуальна. Не нова, поскольку фабрики художественных товаров во всех республиках СССР с конца 1950-х годов занимались росписью этого сувенира. Актуальна по сей день, тем более, что прошлый 2022 год был объявлен годом культурного наследия народов России, и на этой волне огромное количество художников подхватило идею этно-матрешки.

Фабрики художественных товаров канули в лету в перестроечные годы, и эстафета росписи матрешек перешла к индивидуальным мастерам, коих огромное количество. Одним из ярких примеров является знаменитый автор воронежской «Мотани» Елена Матвеева, передавшая свое мастерство Евгении Афанасенко.

Елена Николаевна Матвеева
Елена Николаевна Матвеева

До сих пор существует Брестская фабрика, где расписывают белорусскую матрешку.

Белорусская матрёшка
Белорусская матрёшка

Есть  достойный мастер, сохраняющий костюмные традиции коренных жителей Севера в матрешке. И множество мастеров в разных регионах России, с уважением относящихся к традициям, и бережно сохраняющих обычаи своего края в матрёшке.

Татарская матрёшка
Татарская матрёшка
Чеченская матрёшка
Чеченская матрёшка
Башкирская матрёшка
Башкирская матрёшка
Марийская матрёшка
Марийская матрёшка

Я, Оксана Казанцева,  с 2005 года автор множества матрешек в этнических костюмах Удмуртской республики, и матрёшек некоторых других народов.

этно-матрёшка
Матрёшка “Воршуд”, в переводе – Род

С большим уважением и ответственностью отношусь к росписи национальных костюмов. Перед тем, как стилизовать костюм  для росписи, тщательно изучаю костюмный комплекс и антропологические черты того или иного этноса.

В 2018 году побывала с персональной выставкой в выставочном зале ТСХР в Москве, где мои матрешки были очень тепло приняты публикой, получила 1 место в номинации «Сохранение народных традиций».

Красавицы России с матрёшками

Являясь представителем титульной нации, изучаю этнографические материалы, труды ученых-этнографов, поскольку костюмных комплексов огромное количество, даже на территории моей маленькой Удмуртии. Народный костюм это своеобразный код, несущий информацию о районе проживания, статусе, обеспеченности, возрасте, роде деятельности владельца и т.д. Поэтому считаю недопустимым смешивать детали одного костюмного комплекса с другим костюмом.

костюм невесты южных удмуртов
Конусообразная матрёшка-неваляшка, костюм невесты южных удмуртов
Конусообразная матрёшка-неваляшка
Антропологические особенности
Матрёшки в костюмах северной группы удмуртов
Матрёшки в костюмах северной группы удмуртов

На примере моих работ четко видно отличие северных удмуртов, проживающих по соседству с русскоязычным населением Пермской и Кировской области, от удмуртов южной части Республики, соседствующих с Татарстаном и Башкирией. При этом и в этих двух группах существует разделение на еще несколько видов костюмных комплексов. То же и с антропологией.

удмуртская матрешка в костюме
Матрёшка в девичьем костюме юных удмуртов

Таким образом, фраза «я – художник, я так вижу» в этом направлении росписи матрёшки недопустима, вследствие этого теряется  этническая особенность, неповторимость национального костюма. В результате бездумной стилизации нивелируются все его уникальные грани, и матрешка становится однотипной.

В итоге, кроме названия ничего не говорит о том, что она аутентична, это мягко говоря, вызывает непонимание.

Поэтому важнейшим условием работы над этно-матрешкой должна быть ответственность мастера за сохранение традиции народного костюма. И отображение антропологических черт, свойственных той или иной национальности.

Только в таком случае матрешка будет радовать нас и богатством разнообразных видов костюмов, и множеством форм.

Автор материала Оксана Казанцева. Мой профиль в ВК

Поделиться с друзьями:
История матрёшки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: