Flat Preloader Icon

Матрёшки и богатыри писателя Шолохова

Михаил Шолохов портрет
Михаил Александрович Шолохов, 1965 год

Матрёшки и богатыри – это наше, русское. Наша сила и наша красота. И писатель Шолохов Михаил Александрович – наш. И писал он о русской силе, и о русской красоте.

Не случайно в гостиной дома в Вёшенской, где Шолохов принимал гостей, на видном месте стоят матрешки и богатыри, подаренные ему к 70-летию.

гостиная Шолохова
Гостиная в доме М.А. Шолохова

— Попомни, Ефим: убьют тебя — двадцать новых Ефимов будет. Понял? Толком тебе говорю! Знаешь, как в сказке про богатырей? Одного убьют, а их обратно двое получается… Ну, а нас не двое, а двадцать образуется!

Из рассказа М.А. Шолохова “Смертный враг”
матрешки и богатыри в доме Шолохова
Матрешки и богатыри в гостиной Шолохова

На них изображена семья Михаила Александровича, и он сам в виде древнерусского богатыря. Семья в составе, который был в 1975 году. Без невесток, зятьев, сватов и т.д. Только глава семейства, его жена и прямые потомки. Задний ряд – родители и дети, в переднем ряду – 7 внуков и правнуков.
На щите надпись: «…И если любовь к Родине хранится у нас в сердце, то ненависть к врагу всегда мы носим на кончиках штыков. М. Шолохов.»
На навершии копья перо, ведь оружие писателя – слово.
Шолохову этот подарок нравился.

А вот и сама семья в 1979 году.

семья Шолохова
М.А. Шолохов с семьёй, 1979 год

Через три года после получения матрешек Шолохов пишет письмо Брежневу.

Дорогой Леонид Ильич!
Одним из главных объектов идеологического наступления врагов социализма является в настоящее время русская культура, которая представляет историческую основу, главное богатство социалистической культуры нашей страны. Принижая роль русской культуры в историческом духовном процессе, искажая её высокие гуманистические принципы, отказывая ей в прогрессивности и творческой самобытности, враги социализма тем самым пытаются опорочить русский народ как главную интернациональную силу советского многонационального государства, показать его духовно немощным, неспособным к интеллектуальному творчеству. Не только пропагандируется идея духовного вырождения нации, но и усиливаются попытки создать для этого благоприятные условия.
И все это делается ради того, чтобы, во-первых, доказать, что социализм в нашей стране — это якобы социализм с “нечеловеческим лицом” созданный варварами и для варваров, и, во-вторых, что этот социализм не имеет будущности, так как его гибель предопределена национальной неполноценностью русского народа — ведущей силы Советского государства.
Особенно яростно, активно ведет атаку на русскую культуру мировой сионизм как зарубежный, так и внутренний. Широко практикуется протаскивание через кино, телевидение и печать антирусских идей, порочащих нашу историю и культуру, противопоставление русского социалистическому. Симптоматично в этом смысле появление на советском экране фильма А.Митты “Как царь Петр арапа женил”, в котором открыто унижается достоинство русской нации, оплевываются прогрессивные начинания Петра I, осмеиваются русская история и наш народ. До сих пор многие темы, посвященные нашему национальному прошлому, остаются запретными. Чрезвычайно трудно, а часто невозможно устроить выставку русского художника патриотического направления, работающего в традициях русской реалистической школы. В то же время одна за одной организуются массовые выставки так называемого “авангарда”, который не имеет ничего общего с традициями русской культуры, с её патриотическим пафосом. Несмотря на правительственные постановления, продолжается уничтожение русских архитектурных памятников. Реставрация памятников русской архитектуры ведется крайне медленно и очень часто с сознательным искажением их изначального облика.
В свете всего сказанного становится очевидной необходимость еще раз поставить вопрос о более активной защите русской национальной культуры от антипатриотических, антисоциалистических сил, правильном освещении её истории в печати, кино и телевидении, раскрытии её прогрессивного характера, исторической роли в создании, укреплении и развитии русского государства. Безотлагательным вопросом является создание журнала, посвященного проблемам национальной русской культуры (“Русская культура”). Подобные журналы издаются во всех союзных республиках, кроме РСФСР.
Надо рассмотреть вопрос о создании музея русского быта. Для более широкого и детального рассмотрения всего комплекса вопросов русской культуры следовало бы, как представляется, создать авторитетную комиссию, состоящую из видных деятелей русской культуры, писателей, художников, архитекторов, поэтов, представителей Министерства культуры Российской Федерации, ученых-историков, филологов, философов, экономистов, социологов, которая должна разработать соответствующие рекомендации и план конкретной работы, рассчитанной на ряд лет.
Дорогой Леонид Ильич! Вы многое сделали для разработки конкретного плана подъема экономики нечерноземной зоны Российской Федерации, то есть тех районов, которые составляют изначальное историческое ядро России. Приятно отметить, что этот план встретил всеобщее одобрение и в настоящее время успешно претворяется в жизнь.
Деятели русской культуры, весь советский народ были бы Вам бесконечно благодарны за конструктивные усилия, направленные на защиту и дальнейшее развитие великого духовного богатства русского народа, являющегося великим завоеванием социализма, всего человечества.
С глубоким уважением,
Михаил ШОЛОХОВ

Тогда письму хода не дали. Постановление Политбюро было секретным: «Никаких открытых дискуссий по поставленному им (Шолоховым) вопросу о русской культуре не открывать».

Могильщики русской культуры

Но вопросы, поднятые Шолоховым, не сняты с повестки дня. Напротив, сейчас они звучат особенно актуально.

Об авторе подарка М.А. Шолохову. Это интересная история

Однажды в Загорск приехали известные писатели Анатолий Иванов («Тени исчезают в полдень») и Владимир Фирсов, и обратились к художнику Александру Власову с просьбой изготовить сувенир к 70-летию Михаила Шолохова.

Художник Александр Васильевич Власов
Художник Александр Васильевич Власов

Александр Васильевич Власов был взволнован, ведь рассказ Шолохова “Судьба человека” в свое время изменил его судьбу. Во время войны он попал в плен, был в чешских, польских, немецких лагерях. После войны пытался вернуться, но, случайно услышав разговор особиста о том, что его ждет, передумал. И 17 лет прожил вне Родины, в Голландии. В 1956 году вышел рассказ “Судьба человека”. До слёз стало обидно Александру Васильевичу, что он, русский человек, живёт на чужбине, и решил во что бы то ни стало уехать домой.

Матрёшка как самоидентификация русского народа

Хемингуэй считал “Судьбу человека” лучшим рассказом ХХ века. Кстати, посмотрите как они похожи – здесь.
Кто читал рассказ «Судьба человека», видел посвящение автора: «Евгении Григорьевне Левицкой, члену КПСС с 1903 года». Благодаря ей вышли первые две книги «Тихого Дона». И вот что она сказала о Шолохове:

“За семью замками, да еще за одним держит он свое нутро.”

За семью замками хранил М. А. Шолохов не только свой внутренний мир, но и ход своей работы над романом «Тихий Дон», он уничтожал черновики, а рукопись хранил не в Вёшенской, а в Москве, в доме своего друга, и запрещал кому бы то ни было показывать ее. В итоге «за семью замками» на долгие годы оказалась и тайна его романа, подлинная история «Тихого Дона».
А ведь есть в этом своеобразная матрёшка, согласитесь.

Паустовский о матрёшке

Когда Власов вернулся на Родину, за нездешние манеры и одежду прозвали его «голландец», так это прозвище к нему и прилипло. Его не посадили, но до последнего дня жизни художник был под контролем КГБ.
“Голландец” устроился работать в художественные мастерские, ведь в Голландии он расписывал знаменитый делфтский фарфор. В Загорске – стал придумывать, расписывать и выжигать деревянные изделия. У каждой его работы было свое лицо, у каждой матрешки. “Пока не влюблюсь в эту матрешку – не сделаю” – говорил Власов. Вот некоторые из его работ.

матрешка Власова
Работы художника А.В. Власова

Александр Васильевич Власов создал более тридцати образцов сувениров. Но самым значительным стал русский богатырь. Да, деревянные богатыри были и до Власова, но он решил создать своего. Вместе с токарем Михаилом Ушатовым стал искать идеальную форму. В результате получился эталонный загорский сувенир.

Богатырь токаря В.П. Звёздочкина

Для великого русского писателя М.А. Шолохова художник придумал такое решение: жену писателя Марию Петровну с дочерьми Светланой, Марией, внучками Машей, Ниной, Таней воплотить в образах матрёшек, а сыновей Александра, Михаила, внуков Мишу, Сашу, Андрея и правнука Антона – в образах богатырей. И все они – внутри богатыря, самого М.А. Шолохова.

О загорском подарке Шолохову вышла заметка в газете. Вот что вспоминал журналист:

Встречается мне на улице Власов и падает на колени:
–  Спасибо тебе, родной человек! Как дошла газета до Москвы, меня вызвали в Министерство обороны, вручили все военные награды. Поздравили и сказали: “Мы не стали всё это пересылать в ваш военкомат. Знаем, что могут всё исказить.”
У Власова на глазах слёзы:
– Я не так рад наградам, как тому, что снял клеймо со своих сыновей. Теперь они сыны не пленного, а советского воина.

А шолоховские богатыри из фильма “Они сражались за Родину” будут жить вечно. В книгах и в эфирах телеканалов. Ведь герои не умирают.

Они сражались за Родину Шукшин Никулин Бурков Тихонов Бондарчук
“Они сражались за Родину”, фильм, 1975 год

Спасибо Наталье Мартишиной за предоставленную информацию о художнике А.В. Власове.
.

Поделиться с друзьями:
История матрёшки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: