Flat Preloader Icon

Мария Якунчикова и матрёшка

Мария Якунчикова и матрешка
М.В. Якунчикова, “Девочка в лесу”, 1895 год, фрагмент

Звенигород, Саввино-Сторожевский монастырь, усадьба Введенское, царский казначей, Мария Якунчикова и матрёшка – что может быть общего? Удивительные факты в версии происхождения русского символа.

На днях побывал в Звенигороде. И совершенно неожиданно выяснились подробности, которых я раньше не знал. Как не знают о них и в самом Звенигороде. Я заходил и в местный музей, и в сувенирные лавки, спрашивал о местных мастерах, расписывающих матрешек в звенигородском стиле. Нет таких, уверенно отвечали все, и матрешек в городе никогда не делали. Затем попал в закрытый для посторонних санаторий “Звенигород”. Это бывшая усадьба “Введенское”, позже – санаторий московского комитета КПСС, а сейчас «Медицинский центр Управления делами Мэра и Правительства Москвы». Площадь участка 52 га, кстати.

Усадьба Введенское
Усадьба Введенское

Имение Введенское основали представители знатного рода царских казначеев и военачальников Головины. Впоследствии им владел крупный фабрикант и банкир Василий Иванович Якунчиков. Его дочь Мария была одной из первых профессиональных художниц в России. По сути она стала родоначальницей эстетики, которая легла в основу русского модерна. Чтоб вы себе представляли – по отцу Мария принадлежала к купеческому роду Якунчиковых, по матери – к роду Мамонтовых (приходилась двоюродной племянницей С.И. Мамонтову и родной племянницей жены П.М. Третьякова). Сводная сестра по отцу Наталья стала женой Поленова, у которого училась будущая художница. Скрябин, Чайковский, Рубинштейны, Левитан, Поленов, Коровин, Серов, Нестеров были в их доме своими людьми. Михаил Врубель, Константин Бальмонт, Федор Шаляпин были друзьями Марии Васильевны Якунчиковой. Баснословные деньги, невероятное окружение.

Матрешки художника Серова

В 3 км от Введенского – Саввино-Сторожевский монастырь, основанный Саввой Звенигородским, одним из первых учеников Сергия Радонежского. Рождественский собор – один из древнейших из сохранившихся на Московской земле храмов (1404–1405 гг.). На картине – вход в царские врата и русские кубышки, форма которых, возможно, подсказала токарю Василию Звёздочкину форму будущей матрёшки.

Картина М.В. Якунчиковой
Картина М.В. Якунчиковой, начало 1890-х

Итак, к матрёшке. Что следует вспомнить о росписи матрешки? Первая матрешка была с выжигом. Сначала выжигательным аппаратом художник сделал контуры, затем нанес рисунок.

Первая матрёшка с чёрным петухом. Фото

А кто привнёс в Россию такую технику? Мария Васильевна Якунчикова. Точнее, выжигание было и раньше, но на любительском уровне. С 1895 года Якунчикова стала делать декоративные изделия в технике выжигания на дереве с последующей раскраской.

“…это самое законченное и самое абсолютное из всего, что сделала Якунчикова. В этой манере её истинное лицо. Эта манера всецело ею создана и ею разработана”.

Максимилиан Волошин

Вот пара примеров.

«Осинка и елочка», М.В. Якунчикова
«Осинка и елочка», М.В. Якунчикова, 1896 год

Эти работы многих ввели в ступор. “Очень оригинальны” – сказал о них И.Е. Репин на выставке.

Мария Якунчикова Весло с кувшинками
Мария Якунчикова. “Весло с кувшинками”, 1896

То есть первым специалистом в России по этой новой технике декорирования была Мария Якунчикова. Родственница Мамонтовых. А где появилась матрешка? В мастерской Анатолия Мамонтова “Детское воспитание”. Как вы помните, адрес мастерской Леонтьевский переулок, 5-7. По воспоминаниям Звёздочкина, после того как он выточил форму, ее отнесли расписывать куда-то на Арбат. Кто расписал первую матрешку до сих пор неизвестно.

Публикуется впервые. Автобиография Василия Звёздочкина, оригинал

А где жили в это время Якунчиковы? Правильно, по пути с Леонтьевского на Арбат, по адресу Средний Кисловский переулок, 7/10. Вполне вероятно, что на роспись матрешку отнесли именно туда.

Уже интересно, да? А теперь посмотрите на эти работы Марии Якунчиковой.

"Девочка в лесу", Мария Якунчикова
“Девочка в лесу”, Мария Якунчикова, 1895 год

Эта работа так и не была дописана, но на ее базе Мария Васильевна создала лоскутное панно “Девушка и леший”. Лешего видите? А он есть)

"Девушка и леший", Мария Якунчикова
“Девушка и леший”, Мария Якунчикова, 1899 год

Якунчикова увлекалась народным искусством, собирала его образцы. В 1897 вышла замуж за Льва Николаевича Вебера. Став матерью в 1898 году, Мария увлеклась детской темой: она украсила кроватку сына декоративными панно со сценами из сельской жизни, сделала шкафчик с изображением своего ребенка, начала работать над созданием азбуки, сделала игрушечный городок из подсобных материалов и раскрасила его.

Царь Николай II и матрёшка

А теперь посмотрите на фото Марии Васильевны Якунчиковой с сыном в 1899 году. Ну чем она сама не матрёшка? Тем более, что скоро родит и второго.

М.В. Якунчикова с сыном
М.В. Якунчикова с сыном, 1899 год

Выполненные по эскизам Якунчиковой резная полка для игрушек и вышитое панно “Девочка и леший” демонстрировались на Всемирной выставке 1900 году в Париже, где были удостоены серебряных медалей.
Матрешка впервые была продемонстрирована на этой выставке и получила бронзу.

Мария Якунчикова и матрёшка
“Городок”, М.В. Якунчикова

Кто занимался обустройством российского сегмента Всемирной выставки в Париже в 1900 году? Люди из окружения Якунчиковой. И Тенишевы, и Мамонтовы, и Якунчиковы, не говоря уже о художниках и представителях искусства. Мария Федоровна Якунчикова так вообще была заведующей Кустарного отдела, руководила выставочной деятельностью в течение всего времени работы всемирной парижской выставки.

Матрёшка в Париже. Подлинная история Матрёшки: часть четвертая

А на фото и сама Мария Васильевна сидит крайняя справа.

Устроители кустарного павильона парижской выставки 1900 года
Устроители кустарного павильона парижской выставки 1900 года

По сути выставкой занимались близкие родственники и тесно связанные с ними представители абрамцевского круга. А кому можно было поручить роспись матрешки, новой игрушки, не опасаясь, что идею тут же скопируют, и запустят в производство конкуренты? Родственникам доверия больше. Важная причина чтобы поручить роспись с новой техникой выжига специалисту в этой сфере Марии Якунчиковой. Немаловажную роль, думаю, играло и то, что у нее был новейший выжигательный аппарат, привезенный из Европы. Ведь стенки у матрешки тонкие, запросто можно было их прожечь непрофессиональным оборудованием.

Девочка или женщина первая матрёшка?

Вернёмся в усадьбу Введенское. Как помните, ею владели Головины. А знаете где они жили в Москве? По адресу Леонтьевский переулок, 5. Там, где была создана матрёшка. Там, где потом создали Кустарный музей. Вот и верь после этого в случайные совпадения.

Москва, Леонтьевский переулок, 5-7
Москва, Леонтьевский переулок, 5-7

Не говоря уже о том, что Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигороде основал ученик Сергия Радонежского, что из Сергиева Посада. А Сергиев Посад стал впоследствии центром производства матрешек. Круг замкнулся.

Понятно, что это версия. Но интересная, согласитесь. Гораздо более доказательная чем малютинская. Тем более, что С.В. Малютин техникой выжигания не владел, и его работ с выжиганием нет.

Сергей Малютин. Подлинная история Матрёшки: часть вторая

Одно непонятно – почему в Звенигороде никто не расписывает матрешек. Ведь известен и звенигородский стиль росписи, и славился Звенигородский уезд токарным промыслом по дереву, здесь делали фигурки для игры в бирюльки, пасхальные яйца, торговые счеты, деревянные игрушки, шашечные и шахматные фигуры, бочонки для лото, мундштуки, ручки.
А сейчас и сувениров то собственных тут особо нет. Да и усадьба Введенское в запущенном состоянии. Почему так?

Мария Якунчикова-Вебер
Мария Васильевна Якунчикова, 1880-е
Поделиться с друзьями:
История матрёшки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: