Flat Preloader Icon

Липовый историк Юрий Нежинский

историк юрий нежинский
Липовый историк Юрий Нежинский 2

Наткнулся в ВК на заметку о истории матрешки в группе “Записки петербургского историка”, которую ведет некий липовый историк Юрий Нежинский. Вот что он о себе сообщает: Кандидат исторических наук (СПбГУ), магистр филологии (филологической факультет СПбГУ), экскурсовод и гид-переводчик I категории (Комитет по развитию туризма Санкт-Петербурга). Автор книг, статей и образовательных курсов по мировой истории, истории России, культурологии и искусствоведению.
А вот что он пишет о истории матрешки:

Матрёшка? Откуда она взялась?

По этому поводу есть целых три версии: классическая, патриотическая и совершенно безумная

1. Версия классическая. У папы “девочки с персиками” мецената Саввы Мамонтова был брат Анатолий. У Анатолия Мамонтова был типографский бизнес в Москве и жена Мария. Мария Мамонтова, мать шестерых детей, завела при типографии мужа педагогический журнал “Детское воспитание”, а при педагогическом журнале – магазин игрушек, а при магазине игрушек – мастерскую по производству игрушек. Пока всё логично.

Однажды Мария Мамонтова побывала в Японии и привезла с собой богов счастья. Целых семь штук. Потому что по-другому богов счастья не бывает – это такая японская концепция, они всегда всемером ходят – с XV века: один – с молотком, другой – с удочкой, третий – с копьём, четвёртый – с вытянутой головой, пятый – со здоровенным животом. Ещё один бог постоянно пьёт сакэ, а последний – вообще не бог, а богиня. Обычно японцы их изображают плывущими в лодке или идущими друг за другом.

Но сувенир, который педагог, мать шестерых детей и успешная бизнесвумен Мария Мамонтова привезла, был необычным – боги оказались вложенными один в другого. Увидев эту игрушку, художник Малютин и токарь Звёздочкин в 1890 е годы её превзошли: вместо богов счастья создали русскую круглолицую красавицу без молотка, копья и сакэ, зато в платке и сарафане. Куклу назвали Матрёной. Внутри Матрёна скрывала ещё семерых персонажей, из которых один – парень-жених, а последний и самый маленький – спелёнатый малыш, остальные – дамы.

Очевидно, опыт был успешным, иначе Мария Мамонтова вряд ли сообщила бы через пару лет в письме: “Матрёшки продолжают составлять мне доход”, а потом представила бы куклу на Парижской Всемирной выставке 1900 года, заключив первые контракты на поставку матрёшек за границу. Сложно сказать, где “Матрёны” понравились больше – на Родине или за рубежом, по крайней мере, вскоре в Германии стали делать подделки, выдавая их за настоящих русских матрёшек.

2. Версия патриотическая. “Матрёна” безусловно появилась в Москве и безусловно в 1890е годы. Вот только никакой поездки Марии Мамонтовой в Японию не было и никакой игрушки оттуда она не привозила. Вообще, японцы со своими семью богами и японским счастьем пятнадцатого века тут ни при чём. А кукла является авторским изобретением русского столяра Василия Петровича Звёздочкина, о чём мастер сам и сообщал: “Увидел как-то в журнале подходящую чурку и по её образцу выточил фигурку, которая имела смехотворный вид, напоминала как будто монашенку и была „глухая“ (не раскрывалась). По совету мастеров Белова и Коновалова выточил её иначе, затем показали игрушку Мамонтову, который одобрил изделие, и отдал его расписывать группе художников, работавших где-то на Арбате”.

3. Версия совершенно безумная. Когда Петр I триста лет назад основал Петербург, в Северной Европе появилась традиция необычных кунштюков, которые дарили на Пасху: вместо обычного яйца – ювелирное яичко с курочкой внутри. Одно такое хранилось в датской королевской сокровищнице. Памятуя о том, что его супруга – датчанка, Александр III в 1885 году заказал Карлу Фаберже подобное яйцо. Императрице Марии Фёдоровне подарок так понравился, что Фаберже стал получать заказы на пасхальные ювелирные сюрпризы ежегодно. Это ещё не безумие, это гораздо хуже – твёрдо установленные исторические факты.

А вот теперь будет безумие. Тогда же, когда бородатый государь-рыбак делает подарок своей жене заморского происхождения, т.е. в 1880е годы, впервые фиксируются отечественные деревянные яйца, вложенные одно в другое – такое впечатление, что кто-то решил воспроизвести зарубежный кунштюк августейшей семьи, так сказать, для народа. Ну а дальше от деревянных яиц до деревянной круглой куклы – один шаг: столяр Звёздочкин делает “монашенку”, а его товарищам тут же приходят на ум похожей формы деревянные яйца с вкладышами, недавно вышедшие на рынок – результат совместного творчества получает название “Матрёна”.

В общем, можете выбирать – то ли матрёшки пришли с Востока, то ли с Запада, то ли были изобретены “с нуля” русским мастером. Но что совершенно точно- появились они в конце XIX века – и тут же всем понравились, на Родине и зарубежом.

20 фактов о матрёшке

Сразу возникает вопрос – это действительно историк? Правильный ответ – конечно, нет, Юрий Нежинский шарлатан.
Зачем писать о каких-то версиях когда есть факты? Но факты таким неинтересны. Им нужно побольше клюквы для “фраеров ушастых”, как говорил Жеглов. То есть для гостей Санкт-Петербурга. Кто дал шарлатану “экскурсовода 1 категории”? Как он получил кандидата исторических наук, если врет напропалую? Про магистра философии упоминать уже излишне.

Псевдоискусствовед Андрей Боровский о матрёшке

Я написал комментарий к посту, опровергающий слова “историка”. Что сделал “историк”, как и все подобные неучи? Заблокировал меня. Ок, я зашел с другого аккаунта, и снова написал комментарий. И снова был забанен. Неспециалисты типа Нежинского боятся специалистов, и очень не хотят, чтобы их аудитория поняла кто они на самом деле.
А ведь он еще пишет книги и образовательные курсы, преподает в институте. То есть продвигает свои безграмотные идеи среди молодежи.

Дарья Матюнина, доцент-невежа МГПУ

И ведь этот липовый историк Юрий Нежинский не одинок, таких пруд пруди. Именно из-за таких я давно не пользуюсь услугами экскурсоводов, и предпочитаю самостоятельно изучать туристические достопримечательности. Ведь наврут с три короба, и взятки с них гладки.

В упомянутой группе “Записки петербургского историка” 74 тысячи подписчиков. И многие верят псевдоисторику Нежинскому.

базилио историк нежинский
Липовый историк Юрий Нежинский 3

Как пел кот Базилио:
“Покуда есть на свете дураки,
Обманом жить нам, стало быть, с руки”.
Юрий Нежинский, как видно по фото, пытается достичь сходства с оригиналом. Может быть добьется и пика карьеры кота Базилио, ставшим укротителем мышей и крыс. А может и до этого не дотянет.

Журнал “Вопросы культурологии” о подлинной истории матрёшки

Поделиться с друзьями:
История матрёшки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: