Это сейчас матрёшка самый известный в мире позитивный символ России.
Удивительно, но в 1959 году в СССР понятия не имели откуда взялась матрешка.
Вот цитата из книги “Русская народная игрушка” С. Россихиной, год выпуска 1959:
“После Великой Октябрьской революции, и особенно в период после Великой Отечественной войны с новой силой расцвело производство старинной русской игрушки – многоместной «матрешки».”
Специалист по игрушке Софья Васильевна Россихина уверена, что матрёшка это старинная игрушка. До революции, правда, как написано в этой же книге, это были “вычурные деревянные игрушки в псевдорусском стиле”. Но, сбросив оковы царизма, матрешка стала правильной и народной.
И это уже было прогрессом, ведь в 20-30-е годы матрешка считалась белогвардейской, буржуазной игрушкой.
Что же так повлияло на изменение отношения к матрешке?
В книге “Семеновский сувенир” (Е.К.Новикова, И.К.Сорокин. Семеновский сувенир. Г.: Волго-Вятское книжное издательство. 1987, с.48-51) написано:
“В 1951 году 15 наименований игрушек артели имени М.И. Калинина были отправлены в Лондон на выставку. Среди игрушек были пеналы, пирамиды, шары, грибки, матрешки.
<…>
В 1953 году матрешку стали поставлять на экспорт в количестве 60 тысяч штук в год.
<…>Семеновская матрешка, как уже говорилось, в 1953 году вышла за рубеж, а в 1957 году артель получает ответственный заказ на изготовление 53 тысяч матрешек для Брюссельской выставки”.
В 1958 г. нолинская артель «Свобода» отправила 1 000 матрёшек на Брюссельскую выставку.
В 1958 году «Сергиевская промышленная кустарная игрушечная артель имени РККА» выполнила большой заказ (30 000 матрёшек) для всемирной выставки в Брюсселе. Матрёшки Загорской артели имели большой успех, им была присуждена Золотая медаль выставки.
То есть, к концу 1950-х годов матрешка стала приобретать известность как русский сувенир.
А триггером, видимо, стал Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве в 1957 году. По сути впервые СССР принял множество иностранных туристов. А туристам нужны сувениры.
Учитель Нина Рубеновна Турчанинова вспоминала, как, будучи 16-летней школьницей, по поручению райкома комсомола была волонтером на фестивале.
Мы очень много дарили им наших значков, наших матрешек, наш фарфор, который стоил тогда безумно дешево, статуэточки наши русские и обменивались адресами.
Именно после московского форума в Советском Союзе стала распространяться мода на джинсы, юбки клеш, кеды и рок-н-ролл. Вещами менялись. И, видимо, матрешка была хорошим предметом для обмена. Можно сказать, что произошел естественный отбор главного советского сувенира.
В сентябре 1959 года Н.С. Хрущёв едет в США. И, среди прочих сувениров, его самолет привозит в Америку матрешек. После чего стали появляться материалы об истории матрешки. Которую до этого вытравляли как могли. На безрыбье и рак рыба, и журналист-сказочник Ю. Арбат со своими небылицами пришелся как нельзя кстати. В книге 1961 года “Шесть золотых гнёзд” материала про матрешку хватит на несколько сказок.
В 1963 впервые вышла марка с матрёшкой (фото в начале материала). Это уже было признание. Символ стал набирать силу. И в 1967 году матрешки – на первой странице каталога Внешпосылторга.
Истинно русские! – с такого предложения начинается каталог.
Текст буклета гласит:
Своеобразным символом русского сувенира стала забавная кукла “матрёшка”.
В 1969 вышла печально известная книга “Матрешка” авторов Е. Можаева и А. Хейфиц.
Запретная матрёшка пробивалась как цветок сквозь асфальт.
И если как символ России сейчас она уже заняла свое первое место, то подлинная история матрешки пробивается до сих пор.
Так что не было такого – ах, матрешка, только появившись стала символом нашей страны.
Это была борьба. Которая еще не закончена.
Известность матрёшки резко пошла в рост с 1960 года. В начале февраля на Кубу прилетел …