Немцы и японцы матрешек подделывали? Зачем? Давайте разберёмся.
Когда матрёшка впервые была продемонстрирована на Всемирной выставке в Париже в 1900 году, фурора – как это часто пишут – она не вызвала. Но интерес к оригинальной игрушке возник. Через некоторое время из-за рубежа на нее пошли заказы в мастерскую “Детское воспитание”, где матрешку придумали. Поскольку товар был уникальный, цены были соответствующие. Стоимость матрешки могла превышать месячную зарплату рабочего в Германии, например. Тем более, что мастерская была небольшая, на известном фото 1900 года, вместе с владельцем А.И. Мамонтовым и подмастерьями, всего 18 человек. Выпускать они могли лишь ограниченные партии. Да и делали там не только матрешек.
Т.е. спрос есть, а удовлетворения спроса нет. Технология производства матрешки не очень сложная. Патента нет. Этим и не преминули воспользоваться иностранные производители игрушек.
Германия и Япония – страны с давними традициями производства игрушек и изделий такого рода из дерева. И там, и там это в каком-то смысле даже национальный культ. Наверняка их мастера кусали себе локти, что сами не додумались до такой простой и гениальной идеи. А уж если на кону и неплохие деньги, то токарные станки заработали, стружки полетели, и на прилавках стали появляться копии модных русских разъёмных кукол.
Нельзя сказать, что они только беззастенчиво копировали. Вот, например, серия матрешек немецкого производства образца 1902 года. Из немецкого издания “Deutsche Kunst und Dekoration”. Первое фото – в начале статьи.
Александр Густав фон Зальцман был немцем из Российской Империи. Изучал живопись в Москве. Затем переехал в Мюнхен. Был знаком со многими русскими художниками. Поэтому, видимо, не занимался в прямом смысле подделкой, а пытался создать собственное видение матрешки на немецкий манер.
Продавались такие матрешки по 10 марок , это тогда 5 рублей по курсу. А рабочий в России получал примерно 8 рублей в месяц.
Интересно, что в указанном издании немецкие искусствоведы русских матрешек называли грубыми и примитивными, а своих – утонченными и высокохудожественными. Ну, судите сами.
Но немецкие матрёшки плохо покупались, и немцы стали копировать русских.
Российский консул в Германии сообщал в Санкт-Петербург, что подделкой занимались и нюрнбергская фирма “Альберт Лерх”, и известный токарь Иоганн Вильде.
А в 1905 году производство матрешек переместилось в Сергиевский посад (сейчас Сергиев Посад). Там их стали производить массово, и цены стали падать. Но и в 1908 году немцы упорно продолжали подделывать матрешку.
В начале ХХ века российский производитель кондитерских изделий “Эйнем”, созданный немцем Теодором Фердинандом фон Эйнем выпускал вот такие жестяные коробки-матрешки. Но это уже другая история.
Японцы пошли другим путём. Они начали с копирования. Известны сообщения русских торговых представителей в Европе, что японцы сбивают цены, поставляя практически не отличимые на первый взгляд копии наших матрешек.
А в 1932 году с выставки в Москве в “Музей игрушки” попало вот это изделие.
Сейчас японцы утверждают, что это самая древняя фигурка “фукурумы” в мире. Как видите, достаточно примитивная в плане росписи работа. Но уже в японском стиле. Со штампом “Made in Japan”.
Вам кажется странным, что японцы отдали нам “самый старый прототип матрешки”, да еще в 1932 году? Вы правы. Ведь до 1921 года в официальных требованиях к названию страны происхождения Япония обозначалась Nippon, а не Japan. То есть указанный образец старше 1921 года. Да и “Made in” – стало использоваться с начала XX века.
А в конце 1960-х годов наши неграмотные искусствоведы вдруг решили, что это и есть прототип матрешки. В 1970-е годы об этом стали писать в Японии со ссылкой на советские источники.
Сейчас 95% матрешек в мире производится в Китае. Там на этом специализируется целый город. Значительная часть китайской продукции поставляется и в Россию. Так что, приобретая матрешек, будьте внимательны. Ведь на китайских стоят лейблы “Сделано в России”, и продавцы будут клясться, что это русские матрешки.
На открытии выставки промышленных инноваций 2013 года в Ганновере канцлер Германии Ангела Меркель подарила Владимиру Путину часы с кукушкой и изображением немецкого орла. А он подарил ей матрёшку. Бабушка довольна.
И в Германии, и в Японии матрешки очень популярны. Чтобы вы знали, это один из самых ходовых товаров в Европе в целом, не говоря уже о Японии. Немцы их называют “БабУшка”, с ударением на втором слоге. А финны, например, – “Matushka”.
У японцев это вот такой иероглиф マトリョーシカ , звучит как matoryoshika. Матрешка в Японии – массовый элемент японской культуры и сувенирной индустрии, популярный подарок на 14 февраля (в Японии экономическая выручка дня Св. Валентина близка к новогодней).
Не могу не рассказать о Филиппе Дженкеле. Не зная ни слова по-русски, в 2019 году он из Германии приехал в Сергиев Посад чтобы увидеть родину промышленного производства матрешки, познакомиться с мастерами. Через знакомых вышел на меня. Вот из его сообщения:
I like Matrioschkas they have a simple paint. I just like the technology, the style how it is made. Matrioschka make me happy.
(Мне нравятся матрешки с их простой росписью. Мне нравится технология, стиль, в котором они сделаны. Матрешка делает меня счастливым.)
И целый день мы посвятили матрешке. Он уехал абсолютно довольный. И не только матрешками, но и добротой русских людей, которые помогали ему и с жильем, и с тем как добраться, и т.д.
Вот таких немцев я уважаю
Для тех, кто никогда не был в “Музее матрешки” в Москве – редкое видео оттуда. Снятое немцами перед тем, как музей выгнали с Леонтьевского переулка, а помещение отдали ансамблю “Берёзка”.
Кто не знает немецкого, на youtube можно включить русский перевод. Но слушать то, что она говорит про историю матрешки не надо, она транслирует фейки. А посмотреть как выглядел “Музей матрешки” на Леонтьевском переулке интересно.