“Игрушка, которая покорила весь мир”. С таким названием на телеканале “Культура” 25.10.2024 вышла программа “Искатели”. По сути, это первая передача про матрёшку на российском телевидении, более-менее претендующая на объективность в отражении истории главного русского символа. За что спасибо ее создателям.
Тем не менее, в программе достаточно косяков. Давайте по ним пройдемся.
Прямо с самого начала заявляется: “1943 год. Сражение под Москвой переломило ход войны”.
Во-первых, мастеров с фронта стали отзывать в 1942 году. Во-вторых, сражение под Москвой было в 1941. Странноватая привязка, в 1943 было уже много событий, переломивших ход войны.
Утверждать, что только матрешка приносила стране валюту, не стоит.
Когда говорят, что супруга Саввы Мамонтова привезла из Японии японскую куклу, необходимо было уточнить, что этого не было, и она никогда не была в Японии.
Насчет египетской темы – с тем же успехом можно приплюсовать сундуки) Они тоже вкладывались друг в друга, и на них тоже были рисунки.
На выставке 1958 года в Брюсселе семеновская матрешка была не полутораметровая, таких матрешек и сейчас нет. Высота самой большой матрешки в мире, сделанной в 2022 году – 105 см.
На этой выставке было не 500 матрешек. Нолинская артель «Свобода» отправила 1 000 матрёшек на Брюссельскую выставку. «Сергиевская промышленная кустарная игрушечная артель имени РККА» сделала 30 000 матрёшек для всемирной выставки в Брюсселе. А семеновских матрешек было изготовлено для выставки 53 000 штук. То есть всего 84 000 матрешек.
Насчет парижской выставки журналисты тоже всё перепутали. Не “Кремль” был узким и длинным, и не весь российский павильон забыли спроектировать, а только один из павильонов, предназначенный для русских ремесел.
О том, что из российской экспозиции заметили только матрешку – совершенно не так. Точнее, всё наоборот. Российская экспозиция получила 1589 наград: 212 высших, 370 золотых медалей, 436 серебряных, 347 бронзовых и 224 почётных отзыва. Чем была деревянная фигурка высотой 12,5 см на фоне грандиозных российских достижений? Песчинкой.
Про то, что Тенишева может иметь отношение к матрешке – очередная байка. У нее, как и у Малютина, был миллион возможностей рассказать об этом. Но в своих воспоминаниях Мария Клавдиевна об этом не упоминает.
“Матрешек среди сувениров не было” – о фестивале молодежи и студентов 1957 года в Москве. Это не так. Матрешек было много. И об этом много воспоминаний и фотографий.
Странно, почему не показали самую первую матрешку, и не включили сюжет из “Музея игрушки” где она хранится.
О Звёздочкине. Надо радоваться, что чудом сохранились его воспоминания, а не фыркать. Он всю жизнь заявлял, что является автором матрёшки. Этому есть доказательства. И никто, ни Малютин, ни Бартрам, ни та же Тенишева, это не оспаривал. И уж не молоденьким искусствоведам с этим спорить.
“Выяснить кто когда и где придумал матрешку, кажется, невозможно” – что это значит? Это доподлинно известно. Но журналистам опять надо напустить туману.
Собственно, вот сама передача: