Содержание страницы
Принцип матрёшки
Иногда пишут, что Фаберже использовал в пасхальных яйцах принцип матрешки.
Тогда вопрос на засыпку: что было раньше, курица или яйцо, а в нашем случае яйцо или матрёшка?
Ответ: конечно, яйцо Фаберже.
Первое яйцо Фаберже
Первое яйцо Фаберже было сделано в 1885 году для Александра III. Матрешка, как вы помните, была сделана в 1900 году. Царь подарил пасхальное яйцо супруге Марии Федоровне, которая была просто восхищена подарком. Традиция дарить пасхальные яйца от Фаберже сохранилась в царской семье на долгие годы. Вот это первое яйцо. Практически матрешка Фаберже.
Но первым ли придумал Карл Фаберже такое изделие? Нет.
Ведь почему Мария Фёдоровна так впечатлилась? Это пасхальное яйцо было похоже на то, что было в коллекции ее родителей – датского короля Кристиана IX и королевы Луизы. Вот на это.
Но и это было не первое яйцо. Первым из известных было вот такое.
Известно и такое.
Так что нельзя сказать, что Карл Фаберже скопировал принцип у матрешки.
Михаил Перхин
Да и сам Фаберже ювелирные изделия не делал. Этим занимались мастера.
Долгое время именно за пасхальные яйца отвечал главный мастер фирмы Фаберже – Михаил Евлампиевич Перхин.
Из мемуаров Франца Бирбаума: «Мастерская Перхина производила чеканные и граверные работы, оправы нефрита и других сибирских каменных работа. Производство это было очень значительное, лучшие золотые работы фирмы изготовлялись в этой мастерской. Владелец ее Перхин заслуживает, чтобы о нем сказано было несколько слов. Уроженец Олонецкой губернии, он прибыл в Петербург еще мальчиком без всякого образования, по всей вероятности даже безграмотный, он упорным трудом и сметливостью сумел выбиться из подмастерьев в мастера, организовать с помощью фирмы мастерскую и привлечь к себе способных работников по всем специальностям производства. Соединяя в себе громадную трудоспособность, знание дела и настойчивость в преследовании определенных технических задач, он высоко ценился фирмой и пользовался редким авторитетом среди подмастерьев».
В отличие от финнов – руководителей других мастерских, которые были лишь менеджерами, Перхин предпочитал работать сам. И брал на себя самые трудные задачи. К тому же у Фаберже всегда был срок – вчера.
Перхин в совершенстве владел техникой чеканки, гравировки, скани, литья, гильошировки, а также искусством чернения.
С 1900 года фирма Фаберже в Петербурге занимала большое четырехэтажное
здание на Морской улице. Второй этаж его был отведен для мастерской Перхина.
В украшении изделий Перхина можно встретить сапфиры, изумруды, топазы, аметисты, рубины, редкие искусственные камни, например авантюрин, изобретенный в XVIII веке, или пурпурин, секрет производства которого был открыт мастером петербургского стекольного завода С.П. Петуховым и в настоящее время утерян.
Мастерская Перхина особенно славилась эмальерным искусством. К исполнению эмалевых изделий привлекались главные эмальеры фирмы А. Петров и В. Бойцов.
Ни одна ювелирная фирма конца XIX — начала XX века, не только русская, но и иностранная, не использовала их в столь широкой степени и не достигла в их производстве и применении такого исключительного эффекта, как фирма Фаберже.
Необыкновенной широтой диапазона отличается палитра эмалевых красок, насчитывающая сто двадцать четыре различных цвета и оттенка. Одного только синего цвета двадцать пять оттенков, зеленого — двадцать, красного — пятнадцать, желтого — одиннадцать.
Именно Перхин разработал технологию нанесения эмали на яйцо, чтобы она держалась намертво.
Известный французский ювелир-эмальер Гуйон считал, что парижские мастера совершенно не в состоянии делать то, что легко делали питерские мастера.
К сожалению, в 43 года Михаил Евлампиевич сошел с ума от перенапряжения на работе. Он был буквально завален ответственными заказами.
Фаберже для народа
Пасхальные яйца от Фаберже стоили целые состояния. Понятно, что в этом брать пример с царя русские люди не могли. Коньяк закусывать лимоном – это то у царя переняли быстро. С Фаберже не всё было так просто, но голь на выдумки хитра.
И появилась матрешка, которая стоила в тысячи раз дешевле. Да, сначала она тоже была достаточно дорогой, но все-таки доступной для большей части населения.
Да и принцип матрешки давно был известен русскому народу. Это не что-то заморское, к чему надо привыкать. Разъёмные изделия, в том числе деревянные яйца, издавна изготавливали на Руси. И расписывали. И золотом тоже.
Так что откуда в Европе появились золотые яйца, это тоже вопрос на засыпку.
Ведь и наших матрешек они подделывали без зазрения совести.
А Карл Фаберже доживал свои дни в Лозанне, почти в полной нищете. Когда кто-то из сыновей спросил, почему он после революции не вывез из России хоть что-то, старик удивился: “Что проку теперь было бы в нескольких горстях бриллиантов?”.
Кстати, памятник М. Е. Перхину в Петрозаводске есть. И даже орден для ювелиров имени Перхина есть.
А памятника автору символа России В. П. Звёздочкину в России нет. Не говоря уже об орденах.
Подлинная история Матрёшки. Часть первая. Миф о японских корнях Матрёшки.