Самые знаменитые люди Сергиева Посада, кто они?
Содержание страницы
Варфоломей Кириллович
Первого знают все. Это Варфоломей Кириллович. Хотя, возможно, и не Кириллович. Ведь у его родителей, Кирилла и Марии, это, видимо, были крещальные имена. Да и фамилия его неизвестна. Ведь фамилии только стали тогда входить в обиход.
И день рождения его неизвестен, как и год рождения. Хотя празднуется 3 мая по церковному календарю (то есть 16 мая по новому стилю). Но этот день высчитан условно.
Согласно преданиям, Варфоломей родился в знатном боярском семействе в селении под Ростовом Великим. Название селения тоже не сохранилось. В XVII веке это место называлось Никольской слободкой, а сейчас село Варницы. Название, скорее всего, связано с существовавшим тут в древности соляным промыслом. Интересно, что в XIV веке соляной бизнес был, пожалуй, самым выгодным на Руси.
Но, согласно преданиям же, в 1328 году семья Варфоломея стала терпеть серьезные нужды из-за частых набегов, и решила перебраться из такого хлебного, а точнее “солёного”, места в Радонеж, что в 130 км южнее. Хотя, некоторые источники сообщают, что семью вынудили переехать. Да и если логически подумать, то почему набеги были на севере, а в Радонеже их не было?
Родители приняли иночество и до самой кончины прожили в Хотьково-Покровском монастыре. После их кончины Варфоломей и его брат Стефан решили стать иноками этого монастыря.
Через некоторое время Варфоломей уговорил Стефана, и они стали отшельниками, основав пустынь на берегу реки Кончуры, на холме Маковец, посреди глухого Радонежского бора. Где построили сначала келью, а затем часовню во имя Святой Троицы. Там, где теперь находится Троице-Сергиева лавра.
Затем, не выдержав сурового и аскетичного образа жизни, Стефан уехал в московский Богоявленский монастырь. А Варфоломей, оставшись в полном одиночестве, призвал некоего игумена Митрофана и принял от него постриг под именем Сергия, так как в тот день праздновалась память мучеников Сергия и Вакха (Бахуса).
Собственно, здесь Варфоломей и стал Сергием Радонежским.
Он не был богословом, знаменитым оратором или писателем. Никаких письменных источников святой после себя не оставил. Он был воином, который никогда не держал в своих руках оружия. Воином духа, можно сказать.
Православие Сергия Радонежского по своей сути перестало быть западным, оно превратилось в жизнеутверждающую религию высшей справедливости. Что в итоге позволило объединить русские княжества в великую империю.
Василий Петрович
Второго выдающегося гражданина Сергиева Посада не знает почти никто. Между тем, именно он оказал городу неоценимую услугу. Это Василий Петрович Звёздочкин, автор матрёшки.
Он родился в 1876 в деревне Шубино под Подольском. Окончил три класса церковно-приходской школы, и пошел помогать отцу. Пас скотину, работал в поле. Ведь он в семье был старшим из детей. В районе был развит токарный промысел. Детей тогда приобщали к станку с 12-13 лет, начинали учение с точения мелких деталей или ставили на полировку (механическая окраска игрушек на станке). Учеба длилась, как правило, 2 года. Можно сказать, что к 15 годам мальчик становился токарем, и самостоятельно мог работать на токарном станке, а к 20 – сложившимся профессионалом.
В 22 года Василий Петрович уезжает в Москву. Некоторое время работает токарем на военном заводе. Затем устраивается в мастерскую при магазине «Детское воспитание» в Леонтьевском переулке, которую создала Мария Александровна Мамонтова, жена Анатолия Ивановича Мамонтова.
В 1900 году Звёздочкин изобретает матрешку.
В 1905 мастерская из Москвы переезжает в Сергиев Посад, куда приглашают и Звёздочкина для обучения местных мастеров.
Сергиев Посад стал местом, где матрешку стали производить в промышленных масштабах. Заказы шли со всего мира.
Матрешки, получившие золотую медаль Всемирной выставки 1906 года в Милане
После революции Загорск стал важнейшим центром добычи валюты для советского государства, матрёшки приносили в казну миллионы. Город стал столицей русской игрушки.
В 1942 г. лучшие мастера были отозваны с фронтов, их запрещалось использовать на других работах – они должны были пополнять валютные запасы. Несмотря на тотальную нехватку всего, художественные предприятия бесперебойно снабжались дефицитными инструментами, сырьём и материалами.
В 1960-1980-х годах продукция художественных промыслов стала визитной карточкой СССР. Она формировала благоприятный образ страны, противостоящий раскручиваемому Западом имиджу «империи зла».
В то время оборот изделий художественной промышленности достигал 1,5 млрд. долларов США, причем 300 млн. долларов приносили продажи за свободно конвертируемую валюту.
Фабрика игрушек в Сергиевом Посаде работала в три смены, изготавливали по полторы тысячи матрешек в день, сорока видов — от трехместных до гигантских с десятками вкладышей.
После перестройки многие сергиевопосадцы заработали приличные деньги на матрешках, купили себе квартиры, машины. Выручает она и сейчас.
Но на могиле Звёздочкина нет даже имени, и благодарные горожане не несут к ней цветы. Нет ни памятника, ни улицы имени великого гражданина города. А спросишь на улице – никто и не знает кто это такой.
Подлинная история Матрешки. Часть третья: Василий Звёздочкин