Можно ли отличить девочку от женщины? Девочка или женщина первая матрёшка? Давайте разберемся.
На Руси девушку до брака звали «девицей» или просто «девкой». Слово “девка” является одним из древнейших общеславянских слов, которое применялось для обозначения девушки. Лишенное всякого негативного значения, в простонародной речи оно дублировало слово «девушка». Она могла носить украшения, распускать волосы или заплетать косу — словом, демонстрировать свою привлекательность. Покрывать голову было не обязательно.
Обычай прятать волосы был принят у замужних женщин.
Первую матрешку часто в публикациях называют “девочка с петухом”. Так кто на картинке, женщина или девушка? Судя по платку, скорее женщина.
Серьги у девиц и замужних на Руси отличались по форме и размеру. Первые серьги дочь получала от отца в подарок в пять лет, обычно это были вытянутые серьги простой формы, практически без декора. Серьги замужней женщины были дороже, сложнее, богаче. Под платком серьги не видны.
Крестьянская община, осуждая «засидевшуюся» девушку, была заинтересована в продолжении крестьянского рода и старалась помочь ей выйти замуж. В некоторых селах вплоть до XIX века сохранился древний обычай возить «засидевшуюся» девушку по селу на санках или даже в корыте, останавливаясь перед домами парней, с криками «Поспела, поспела!».
Думаю, сама девушка при этом тоже вполне себе веселилась. И надеялась, конечно.
Главным внешним достоинством девицы была коса. Густые волосы считались показателем хорошего здоровья. Девушка с одной косой – значит в «активном поиске». Если в косе лента – она «на выданье». Если есть жених, и получено благословение на брак, то в косу вплетены уже две ленты.
Но платок всё закрывает, волосы тоже не видны.
Многое мог рассказать орнамент на одежде. У незамужних на рубашке могли быть белые лебеди, у замужних – курица. Красный сарафан надевали те, кто недавно вышел замуж.
Но и по одежде здесь не определишь. Разве что рукой она держит петуха.
Кстати, в воровском жаргоне курица = матрона.
А так на кого похожа?
С детьми вроде бы получается, что женщина. К тому же считается, что матрешка символ материнства, олицетворение большой и крепкой семьи.
Такой как эта.
Но, если присмотреться, у большой матрешки нет кольца. То есть, не факт, что замужняя женщина.
Опять непонятно.
Народные приметы и традиции имеют несколько мнений насчет свадебной атрибутики и последующей ее носки, но на вопрос, можно ли снимать обручальное кольцо после свадьбы, нет одного ясного ответа.
С одной стороны, снимать обручальное кольцо не рекомендуется, с другой – есть масса случаев, когда снимать его можно, и даже нужно. Например, при активной физической деятельности, грязной работе. Или во время беременности, когда у женщины могут отекать пальцы. Или во время готовки, при работе с тестом или фаршем, чтобы под кольцом ничего не скапливалось.
Если посмотреть на фото первой матрешки, видно, что особо грязной работой она не занята, да и не готовит.
Остается вариант, что она опять беременна. Но этого не знал никто кроме художника. Хотя, вполне логично, что она может ждать следующего ребенка. Ведь восемь детей далеко не предел для крестьянской семьи начала XX века. У крестьянина шуйского уезда Фёдора Васильева, как свидетельствуют историки, к 75 годам было 87 детей от двух жён. Причем 69 из них родила первая жена,
Имя Матрёна произошло от латинского mātrōna — «замужняя женщина», идущего от māter — «мать». В древнем Риме матроной называли свободнорожденную, состоящую в законном браке женщину с хорошей репутацией. Этимология, видимо, восходит к праиндоевропейскому языку. Принесено христианством из Византии. С XVIII века стало приобретать популярность в России.
Поначалу в период Римской Республики (509—27 года до н. э.) матроны появлялись в обществе в простых белых одеяниях украшенных лишь скромной пурпурной каймой. Белый цвет был символом чистоты. Позже их одежда стала более разноцветной.
Выходя на улицу, матроны надевали поверх туники столу (stola) – длинную верхнюю одежду, которую поддерживали два пояса: узкий под грудью и широкий на талии. Стола была нарядной: к подолу пришивалась широкая пурпурная лента или плиссированная оборка, украшенная жемчугом и золотыми блестками; шейное отверстие также окантовывалось пурпурной каймой. Стола олицетворяла скромность и целомудрие, а потому не должна была быть кричаще-яркой. Особо стоит отметить, что столу, как символ законного брака, имели право носить исключительно матроны, но не рабыни или девушки легкого поведения.
Древнеримская традиция предписывала замужним женщинам находиться в общественных местах исключительно в головном уборе.
В принципе, первая матрёшка вполне соответствует такому описанию.
То есть – по сумме показателей – она женщина.
Откуда тогда взялось “девочка с петухом”? Видимо, оттуда же, откуда и миф о японском происхождении матрешки – от неграмотных искусствоведов и журналистов.
Но если у вас есть обоснованные соображения на этот счёт, вы можете оставлять их в комментариях, для этого пролистайте страницу вниз.
Женщина. И мне кажется, догадка о ее беременности правильная. Нормальная многодетная деревенская семья.
Я сам не ожидал такого вывода когда начал писать заметку)
Dazhe po ulibke vidno chto zhenshina)