Как связаны царь Николай II и матрёшка? Напрямую.
Николай Александрович искренне любил и русское искусство, и русское народное творчество. Для него исполняли русские народные песни не только выдающиеся русские музыканты, но и народные самородки. Например, в Царском Селе перед царём играл на гармошке полный георгиевский кавалер Семен Буденный. Там же перед императорской семьей читал свои стихи Сергей Есенин, за что получил золотые часы.
По указу Николая II в 1895 году был основан этнографический отдел Русского музея в Санкт-Петербурге. Сейчас это Этнографический музей, в собрании которого находится более 500 000 экспонатов, отражающих культуру народов Российской Империи на рубеже ХІХ-ХХ веков.
Особенно он любил древнерусское искусство. По его инициативе был организован Комитет попечительства русской иконописи.
Открытие русской иконы и шедевров древнерусского зодчества, изучение истории Отечества вдохновляло многих великих деятелей русской культуры. Периоду, который назовут «Серебряным веком», Россия во многом обязана культурной политике Николая II.
В России сформировался национальный стиль модерна, неразрывно связанный с древнерусским искусством и народной культурой. А матрешка, как вы знаете, это произведение русского модерна.
«Русский язык так богат, что позволяет во всех случаях заменять иностранные выражения. Ни одно слово неславянского происхождения не должно уродовать нашего языка».
Николай II
Итак, к матрёшке.
В 1895 году российские чиновники начали готовиться к Всемирной выставке в Париже, которая должна была состояться в 1900 году. И лишь за год до выставки вдруг выяснилось, что собственно русского павильона и не предусмотрели.
Необходимо было срочно изменить ситуацию. В начале января 1899 года Николай II поручил взять русский Кустарный отдел под покровительство Великой княгини Елизаветы Федоровны (сестра жены Николая Второго, супруга Великого князя Сергея Александровича). Такой человек мог решить любые проблемы. Она очень любила русскую культуру, и немедленно принялась за дело. Но время было потеряно, и попытка получить под отдел дополнительную территорию увенчалась лишь скромным успехом, французы предоставили очень узкое пространство, типа коридора, и русский кустарный отдел воспринимался как дополнение к экспозиции отдела окраин.
Для реализации проекта Великая княгиня Елизавета Фёдоровна пригласила художника Коровина.
“Проект кустарного отдела был вчерне готов. Повезли его к великой княгине Елизавете Федоровне на подпись. Торопились, нужно представить в Петербург в Министерство финансов Вуичу, заведывавшему выставочными делами. И вот случился курьез. Коровин собирается в Петербург – отвезти подписанный Елизаветой проект: картоны с фасадами и планом упаковали в папку, и Коровин поехал на вокзал. На Каланчевской площади у него из задка пролетки эту папку украли. Я только что пришел домой, было часов 11 вечера, и усталый ложился спать. Отчаянный звонок. Прибежавший Василий с вытаращенными глазами чуть не кричит: «Илья Евграфович – несчастье. Чертежи украли». Записка от Коровина, умоляет сейчас приехать к нему. Я помчался. Решили вновь сделать проект на кальке, раскрасить, наклеить на бристоль и утром снова везти к великой княгине, объяснив, что нечаянно залили проект тушью. Всю ночь работали, я чертил, восстанавливал по черновикам эскиз, Коровин красил, подбадривая себя красным вином, и в 9 часов утра все было окончено. В этот же день с новой великокняжеской подписью проекты были отвезены в Петербург. Елизавета не поверила, что можно в одну ночь сделать проект.
Началась работа вовсю. Решено было построить вчерне отдел в Москве, разобрать, а затем отправить железной дорогой в Петербург, погрузив на пароход, отправить морем до Руана, а дальше по Сене поднять в Париж до Трокадеро, где было отведено место русскому кустарному отделу.
На лесном складе Наживина за Бутырской заставой заготовляли срубы павильонов, резные детали делали кустари из Сергиева, раскрашивали их цветной морилкой, помогали нам в раскраске Н.Я. Давыдова и А.Я. Головин. Отборные коренные владимирские плотники освоили технику чисто северного зодчества, т. е. рубили «в лапу», «в потемок», «в угол», и все главные части зданий были выстроены без гвоздей. Постройка получилась полунатуральной, полусказочной.
Илья Евграфович Бондаренко – московский архитектор
Мелкую роспись и отделку решено было заканчивать уже в Париже. К осени отдел был вчерне собран, после осмотра Елизаветой постройка разобранной была отправлена в Петербург.”
“Четыре постройки, из которых состоял отдел, имели следующую специализацию.
Из описания Кустарного отдела
В деревянной церкви помещалась экспозиция предметов религиозного культа.
В тереме были выставлены старинные костюмы и головные уборы; в одной из его комнат стоял «большой, накрытый будто бы старинной скатертью, стол и по двум его сторонам – куклы двух боярышен в древне-русских костюмах: одна стоит, а другая сидит за пяльцами».
В постройке, имеющей вид русской лавки, были представлены «вещи из домашнего обихода и разная утварь из сельской жизни» работы крестьянских мастеров.
Гвоздем отдела была, однако, изба, экспозиция которой описывалась в «Вестнике Европы» следующим образом:
В первой комнате расположены вещи, которые составляют вместе то, что организаторы называют «Art nouveau». Все, что вы тут видите, сделано крестьянами-кустарями по рисункам художников: окна в самом домике, длинная скамья, табуретки, шкатулки – по рисункам г. Головина; ковры вышиты по рисункам г-жи Давыдовой, Якунчиковой и покойной Поленовой; изразцовая печка сделана по рисунку Врубеля. За «Art nouveau» идет комната, где выставлены вещи кустарей разных областей: кавказское оружие и разные серебряные изделия, новоторжская вышитая обувь, вышивки, кружева и т. д.”
Французы страшно боялись пожара, в связи с чем на выставке применяли самые строгие противопожарные меры. Больших трудов стоило получить разрешение на устройство русской печи и кухни для рабочих. Русская печь приводила французов в ужас, и они предлагали устроить газовые очаги. Для ускорения работ, несмотря на наличие 125 русских плотников, все-таки пришлось взять и французов:
«Плотники французские были не совсем удобны: топоров у них нет, тесать не умеют. Русские рабочие своим природным умом и сметкой, а также выносливостью и умением приспособиться ко всевозможным обстоятельствам вызвали среди французов большое удивление. Своими почти первобытными инструментами наши рабочие достигали подчас тех же результатов, что и французы. Плотники французские много дивились ловкости топора наших рабочих и стали покупать запасные топоры у них, а так как наши плотники неохотно расставались со своим единственным инструментом, то французы, не задумываясь, крали наши топоры, так как в Париже их ни по чем не достать».
“На постройке не обходилось без курьезов: как-то я слышу энергичный окрик одного из наших плотников: “Эй, ты, е… т… м…, брось, не тронь”. Оказывается, проходивший мимо стройки какой-то француз-рабочий, видя валяющийся в куче щепы приличный обрубок комля дерева, взял было его с собой, за что и получил “соответственное” замечание. “Да ведь он же не понимает твоей ругани”, – заметил я нашему Силантию. “Ничего, поймет. А нет, так по шее дам; они, сволочи, готовы все тащить, а нам каждая щепка дорога”.
Французы мелочны, скаредны и хитры. Мелкая скупость, скаредничество, крохоборничество наблюдалось всюду. В поздние часы вечера и ночью появляется убогая фигура старика с корзинкой за плечами и с палкой, на конце ее приделан острый тонкий гвоздь, собирает окурки и кладет в корзинку. Из окурков выделывают табак и продают его в табачные лавчонки. А табак во Франции, как и в Австрии, скверный, там монополия – государственный доход.”
Илья Евграфович Бондаренко – московский архитектор
Кстати, все медали выставки были именными и выполнялись из бронзы, а если участник, получив золотую или серебряную медаль, хотел иметь эту награду в золоте или серебре, то он должен был сам заказать ее изготовление. Это еще раз о французах.
Картина – как иллюстрация к следующему отрывку.
“Каждую субботу наши рабочие ходили в баню, где мылись в ванне и ругались «Бултыхаемся, как поросята в корыте», что нет жару и нельзя попариться (позднее Тенишев устроил для русских рабочих баню на территории выставки), а в воскресенье отправлялись в русскую церковь.
Наши русские рабочие вставали по привычке до света; подкрепляли себя чайком, картофелем и кашей, которую предусмотрительно комиссар выставки Тенишев завел для русских мастеров, устроив для этой цели на самой территории русского отдела кухню с русской печью и выписанными из России двумя бабами. Бабы пекли рабочим черный хлеб из ржаной муки, варили им щи и кашу к великому изумлению французских рабочих. Французские рабочие не могли понять, как можно ограничиваться обедом без обязательной полубутылки красного вина, без чего никогда не садился французский рабочий за обед.Вот, наконец, торжественный день открытия выставки – 15 апреля. Президент Лубе вместе с генеральным архитектором выставки – Пикаром и группой ближайших административных лиц прошел пешком по Марсову полю и разрезал ленту, тянущуюся от Эйфелевой башни к Сене. У нас в отделе – русский поп, певчие, ордена, фраки, блестящий парад.
Илья Евграфович Бондаренко – московский архитектор
После полудня Лубе посетил русский отдел и был приглашен осмотреть нашу деревню. Я наблюдал за неподдельным выражением изумления, граничащего с каким-то детским любопытством представителей правительства и выставочной администрации, когда они осматривали эту улицу, где вдобавок находились наши русские мастера-плотники, которые надели новые кумачовые рубашки, смазные сапоги, некоторые и новые лапотки, а на завалинке наш плотник Терентий, отличавшийся игрой на гармонике, не обращая ни на кого внимания, вытягивал мотив «Во лузях, во зеленых во лузях». А день был солнечный, теплый, ликующий.”
Крайняя справа в первом ряду на фото Мария Васильевна Якунчикова. Есть вероятность, что первую матрешку расписала именно она.
У главного входа находился Императорский павильон – “Царские палаты”, выполненный в древнерусском стиле. Он предназначался для царской семьи. Но Романовы на выставку не приехали. Время было неспокойное, в Китае произошло “восстание боксеров”, поддержанное руководством Китая, зверски убивали русских сотрудников КВЖД, иностранные посольства, в том числе и русское, были окружены и отбивались от восставших. Причем китайский павильон на выставке в Париже граничил с российским. Была прямая угроза безопасности. Лишь когда русская армия взяла Пекин, Николай II, что называется, выдохнул. А затем заболел тифом.
Форму матрешек имеют декорированные столбы Троицкого собора Ипатьевского монастыря в Костроме — места призвания на царство династии Романовых. Как и основания Царской башни Московского Кремля.
Эта форма на Руси называлась “кубышка”. То есть матрешка – это, можно сказать, царская форма.
Кстати, посмотрите на самую первую картинку статьи. Император – тоже в красной (малиновой) рубашке.
Первое известное упоминание о русской красной рубашке относится к XIV веку. В ходе Крестьянской войны 1382 года, когда крестьяне в красных рубахах под руководством князя Дмитрия Красного взяли Кремль, красная рубашка стала символом победы.
Красная рубашка стала широко распространена в России во времена Ивана Грозного. Воины его армии носили красные рубашки, чтобы показать свою готовность к службе Отечеству. Верные слуги приходили в бой с одинаковыми красными рубашками, что позволяло идентифицировать и различать их от противника на поле битвы.
Начиная с середины XIX века непременным атрибутом молодого человека в сельской местности, а также у горожан, не принадлежавшим к высшим сословиям, была красная рубашка. По ней делали вывод и о благосостоянии семьи молодого человека, ведь в бедную семью хорошую девку не отдадут. Поэтому шить красную рубашку старались из дорогой ткани фабричной окраски, кумача, а лучше всего – из шелка.
«Николай II надевал дома красные крестьянские рубахи и даже дал их, под мундир, стрелкам императорской фамилии».
Генерал-лейтенант А.А. Мосолов
А вот изобретатель матрешки токарь Василий Петрович Звёздочкин.
Парижская выставка 1900 года до сих пор остается самой посещаемой выставкой в истории – ее посетили более 50 миллионов человек. Она проходила с 15 апреля по 12 ноября 1900 года. России выделили самую большую площадь для экспозиции, но даже ее не хватило.
Русский отдел производил фурор необычайной оригинальностью своих построек, а после закрытия выставки все павильоны были куплены во французские дачные места, а главный павильон приобрела знаменитая актриса Сара Бернар для своей виллы под Парижем.
Именно на Всемирной выставке в Париже впервые была представлена матрёшка. Она получила бронзовую медаль. Всего же семья Мамонтовых получила десять наград выставки (класс 11 «Типографии» – серебро; класс 69 «Мебель» – золото; класс 72 «Керамика» – золото; и сотрудники: Врубель – золото и др.).
Итак, благодаря царской семье изделия русских кустарей попали на выставку и получили высокую оценку.
А были ли матрешки в семье Николая Романова?
Фотографий таких пока я, к сожалению, не нашел. Но они должны быть.
Вот любопытная запись об императрице Александре Фёдоровне с Всероссийской Кустарно-Промышленной выставке 1902 года в Санкт-Петербурге:
“Мысль поднять кустарную промышленность России и тем помочь многочисленным народным труженикам в этой области целиком захватывала ее душу. В моем отделе были сосредоточены кустарные игрушки Московской губернии, и ими заинтересовалась императрица. Когда я хотел достать какую-то вещь с верхней полки, она с улыбкой сказала мне:
Из воспоминаний генерал-лейтенанта П. Г. Курлова
“Дайте, я сделаю это сама, вы едва ли привыкли обращаться с подобными вещами”.”
Вот эти кегли цесаревича Алексея сохранились, например.
Матрешка – самая модная игрушка Московской губернии того времени. И наверняка была у детей царской семьи. Но фото с балалайками есть, а с матрешкой пока ищу.
«Я вижу за вашим делом – дело государственного значения»
Николай II – Василию Андрееву, изобретателю балалайки
25 тысяч рублей в год по личному распоряжению императора были выделены изобретателю балалайки, еще одному символу России.
Судя по воспоминаниям современников, цесаревич «Алексей обладал превосходным музыкальным слухом и великолепно играл на балалайке». В списке вещей, взятых в августе 1917 г. императорской семьей в Тобольск, значились две балалайки и самоучитель игры на балалайке.
Любовь Николая Александровича Романова к истории России нашла свое отражение и в знаменитом костюмированном балу в феврале 1903 года. Участники облачились в костюмы эпохи царя Алексея Михайловича. Николай II был одет в выходное платье царя Алексея Михайловича: кафтан и опашень золотой парчи, царскую шапку, а императрица Александра Фёдоровна в костюм царицы Марии Ильиничны.
Форму русского солдата царь надел не просто так. Проверяя ее удобство, он в 1909 году – по жаре – совершил марш-бросок.
«24-го октября. Суббота. Утром надел рубашку 16-го Стрелкового полка и полное походное снаряжение и отправился по Ливадии и Ореанде. Вернулся через час и сорок минут довольный испытанием, но мокрый насквозь.»
Николай II
Одетый в солдатскую гимнастерку, он встретил смерть в июле 1918 года.
Елизавета Федоровна через сутки после расстрела царской семьи была сброшена в шахту под Алапаевском.
А матрешки с Романовыми продаются на вернисажах по всей стране.
Сайт существует исключительно на средства автора. Если вы посчитаете, что материалы сайта полезны и познавательны, вы можете помочь развитию сайта на странице Контакты.